Конституционная реформа в Украине готовилась давно и серьезно. Ее “автором и исполнителем” считается глава Администрации президента Украины, лидер СДПУ Виктор Медведчук. Штаб Реформаторов находился, таким образом, в здании АП, на Банковой улице украинской столицы.
Суть реформы, если писать коротко, сводилась к следующему: губернаторы не избираются, а назначаются, значительно усиливается роль премьер-министра (в результате чего обостряется конфликт между ним и президентом), центры власти смещаются в сторону тех представителей элиты, которые находятся у власти сейчас и расстаться с нею не хотят.
В случае, если бы реформа состоялась, власти действующие обезопасили бы себя от многих неприятностей. Так нарушилось бы единство в стане оппозиционных сил. Пока блок НУ (“Наша Украина”, еще их называют иронически “нудистами”) Виктора Ющенко и БЮТ (“Блок Юлии Тимошенко”) выступают единым фронтом против власти, реформы, против сближения с Россией и за удаление в сторону Запада. Но это потому, что если Ющенко на президентских выборах побеждает, то ему есть, чем отблагодарить за поддержку своих постоянных и временных союзников. В его руках должности, портфели, мощный административный ресурс. Если бы реформа прошла, то незачем было бы его поддерживать - ну станет он президентом, и что? Все связанные с властью блага окажутся в других руках, и явно достанутся не тем, кто помогал Ющенко занять должность, не имеющую практической ценности. Оппозиция начинала бороться за самовыживание, причем по методу “каждый сам за себя”. С учетом того, что ранее уже принят был закон о пропорциональных выборах в Верховную Раду и в местные советы, и в Верховную Раду попадают все партии, которые преодолеют трехпроцентный барьер, роль парламента тоже значительно снизится – больше игроков- труднее договориться, а политические “тяжеловесы” будут решать главные вопросы “как надо”.
И вот вчера В. Медведчук получил удар, который сильно изменил всю ситуацию, которая казалась такой простой еще недавно. Казалось, что за реформу проголосуют все кроме “Нашей Украины” и БЮТ – то есть – 450-110= 390, то есть конституционное большинство с мощным запасом. Но все оказалось не так просто.
Точно “за” были КПУ плюс СДПУ(о), плюс аграрии – 112 депутатов. Фракция НДП состоит из 14 человек, но по крайней мере двое из них не собирались голосовать за реформу. Это давало еще 12 человек – соответственно, 124 голоса. Фракция "Регионы Украины" насчитывает 68 депутатов. Публично заявил, что не будет голосовать за политреформу Виктор Мусияка. Однако, кроме него против могут выступить, по крайней мере, еще двое депутатов из фракции Януковича. Вместе с 65 донецкими депутатами, которые традиционно поддерживали начинания АП получалось 189 голосов за политреформу. В группе "Деминициативы" (16 мандатов) реформу могли не поддержать депутаты Рябикин и Резник. 241 голос. Из 18 членов группы "Народовластие" против политреформы заранееее были трое – Мокроусов, Нечипорук , Развадовский, против которого в подконтрольных Медведчуку медиа начали кампанию. К ним прибавлялось еще 14 депутатов "Народного выбора" – и уже получалось 270. Еще Медведчуку нужны были для проведения политреформы 20 голосов социалистов. СПУ собирались определиться на заседании фракции в четверг утром. До этого момента было единое решение политсовета – голосовать за реформу только в том случае, если часть статей вступает в силу с 2006 года. Но это было попросту невозможно – изменения в Конституцию должны были вступить в силу немедленно, и без каких-либо исправлений. Кроме того, в самой фракции Соцпартии по крайней мере семеро депутатов не понимали зачем нужно всю власть пропрезидентскому премьер-министру. Но, допустим – что и они выступят за реформу. 290 голосов. И нужно еще 11. Их могли дать только независимые депутаты. Но им эта реформа совсем не нравится. Чтобы сохранить свои мандаты, им пришлось бы вступать в какую-нибудь партию. На Банковой улице понимали – необходимо всеми правдами и неправдами склонить 11 из 25 независимых к сотрудничеству.
Голосование происходило в напряженнейшей обстановке. Накануне у депутатов из “НУ” и “БЮТ” отключились мобильные телефоны, а сайт “Нашей Украины” почему-то перестал работать. В день голосования в зале заседаний Рады откуда-то появились полсотни бритоголовых мускулистых мужчин, которые своим внушительным видом приводили депутатов в смущение. Спикер Владимир Литвин “навел справки” и оказалось, что эти люди – просто сотрудники службы безопасности у которых в этот день именно в зале заседаний проходят какие-то “учения”.
Видимо, решив снять напряжение, депутат из фракции "Наша Украина", Николай Томенко на забаву всем устроил тотализатор. Можно было ставить как на общий исход дела, так и на количество голосов. Эта политическая “тотошка” выявила главного оптимиста им оказался эсдек Франчук, а на втором месте - "регионал" Макеенко – они прогнозировали, соответственно, 320 и 317 голосов "за"; самыми недоверчивыми были депутат Третьяков (НУ) и независимый народный избранник Добкин: 283 и 288 голосов. Лидер парламентского большинства Степан Гавриш денежки приберег, но предположил, что уж три-то сотни реформаторы наберут.
Обсуждение шло несколько часов. И тут Медведчука “подставили” социалисты. После одного из многочисленных совещаний фракции СПУ, депутат Луценко заявил, что социалисты не поддержат политреформу без выполнения требования, выдвинутого их лидером. Вслед за Луценко социалист Винский, заявил, что СПУ поддержит лишь реформу, вступающую в силу "после ноября". Ну а мажоритарщикам и вовсе ни к чему было внесение изменений в существующий Основной закон. Часть из них реформу поддержала – но видимо остальные договориться с Банковой улицей не смогли. Обсуждение превратилось в сумбур, настал момент голосования и…
В итоге для проведения реформы не хватило 6 голосов. Реформа провалилась. Что же будет теперь?
Эксперт: Игорь Яковлев, заместитель директора Института Экономических Стратегий:
Фактически речь идет о том, что “молдавский вариант” в Украине не прошел. Превратить ее в парламентскую республику не получилось. События подтвердили, что такой большой страной - 48 миллионов человек! - управлять средствами пригодными для малых стран невозможно. Возобладали силы, которые не повели ее по пути возможной дезинтеграции, и это хорошо. Только жесткая властная вертикаль способна удержать это государство от серьезных внутренних бурь. Но только не от не бурь политических.
Вчерашние события реально показали, что за президентский пост бороться есть прямой резон, следовательно, схватки на политическом “ковре” и под ним будут только усиливаться. На фоне неоднократных заявлений президента Кучмы о том, что он в этот раз не будет выставлять свою кандидатуру, весьма актуальной становится проблема его преемника. И в этой связи наиболее существенным является то, кого из своих приближенных он выберет для этой цели. Думается, что окончательное решение будет принято в самое ближайшее время.