Франция заключила с Россией контракт, условия которого Москва со своей стороны полностью выполнила. Однако Париж выполнение своей части сделки постоянно откладывает, а отдельные политики вовсе говорят о необязательности его исполнения. По некоторым данным, этот подход активно навязывается стране из Вашингтона.
Как бы то ни было, следование политическим интересам может нанести Франции серьезный экономический урон. И если раньше речь шла о необходимости выплатить компенсацию в размере 1,4 миллиарда евро, теперь можно говорить о потере двух-пяти миллиардов.
Вместо того чтобы принести французской судостроительной корпорации DCNS 1,2 миллиарда евро, а ее подрядчикам – порядка 890 миллионов евро, аннулирование сделки обойдется Франции примерно в два-пять миллиардов евро в связи с невыполнением контракта. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на французский еженедельник Puen.
"С 16 мая прекращается действие статьи о форс-мажорных обстоятельствах, допускавшей временную задержку поставок, и Россия получает полное право требовать компенсации за невыполнение контракта", – напоминают журналисты. Между тем на переговорах между российской и французской сторонами не все гладко – Москва не согласна на предложенный Парижем объем выплат.
При этом финансовые потери Франции состоят из нескольких пунктов. Во-первых, это оплата стоянки и поддержания технического состояния двух построенных для России вертолетоносцев. Во-вторых, выплата за задержку поставок плюс штрафы за невыполнение контракта. В-третьих, к потерям необходимо прибавить выплаты по статье "За нанесенный клиенту ущерб". Кроме того, если Франция не поставит "Мистрали" России, никому другому она их продать не сможет: стоимость демонтажа и утилизации ляжет в статью расходов.
В итоге сумма, по разным оценкам, может составить от двух до пяти миллиардов евро. Основной груз ляжет на плечи французских налогоплательщиков – 95% сделки застраховано французской государственной структурой содействия экспорту Coface.
Контракт на поставку двух вертолетоносцев типа "Мистраль" был заключен между французской DCNS/STX и "Рособоронэкспортом" в 2011 году. Кормовые части вертолетоносцев были построены на Балтийском заводе, который входит в состав Объединенной судостроительной корпорации, в Санкт-Петербурге. Стыковка с головными частями и достройка выполнены на верфи компании STX France в Сен-Назере.
Франция должна была передать первый корабль – "Владивосток" – в ноябре 2014 года, анонсировалась дата 14 ноября, но этого так и не произошло. В декабре французский премьер Мануэль Вальс заявил, что считает разговор о возможном провале сделки преждевременным. Москва ждет от Парижа либо кораблей, либо возврата денег.
Президент России Владимир Путин в ходе прямой линии отметил, что отсутствие "Мистралей" не является критичным для обороноспособности страны, но деньги должны быть возвращены. "Я исхожу из того, что действующее руководство Франции, французы – люди порядочные и деньги нам вернут. Мы не намерены требовать каких-то там неустоек, штрафов запредельных, но надо, чтобы все издержки, которые мы понесли, были возвращены", – подчеркнул он.