В августе нефтедобывающая Россия догнала по ценам на топливо импортирующую "черное золото" Америку. Как ожидается, за 2004 год бензин в целом станет дороже на 30% и в три раза обгонит рост инфляции. Предотвратить это никто и ничто не сможет. По оценкам экспертов, цена топлива в этом году будет расти куда заметнее, чем в прошлом, пишут "Новые известия". Оптимистический прогноз на год – 20%, пессимистический – 30%. В любом случае это в разы превышает заложенный в планах правительства уровень инфляции.
Цены в последнее время растут не скачками, а постоянно: в мае бензин подорожал на 4,6%, в июне – на 6,6%, в июле – на 2,7%. От августа осталась еще неделя, и рост по итогам месяца будет такой, что мало не покажется, минимум – 5%. Оно и немудрено: вице-президент Московской топливной ассоциации (МТА) Алексей Небольсин сообщил на днях, что с начала года оптовая цена на нефтепродукты выросла на 27–30%, а розничная – на 17–20%.
Во всем виновата дорогая нефть, примерно так объясняют сложившуюся ситуацию практически все эксперты. Оказывается, что за первое полугодие экспортная цена нефти марки Urals выросла на 15%, а внутренняя – на 200%. И пока "черное золото" находится на ценовом пике, компании, его добывающие, ловят момент, экспортируя все большие объемы нефти и нефтепродуктов.
Темпы роста цен на бензин могут замедлиться только в том случае, если нефть подешевеет, ведь при высоких ценах компании занимаются больше добычей нефти, чтобы скорее ее экспортировать, а при низких – переработкой. При этом розничные цены на бензин отреагируют только на глобальное, а главное, устойчивое снижение цен на нефть. Это объясняется тем, что в себестоимости, например, литра АИ-92 на долю нефти приходится всего 30–40%. Однако в ожидании того, что 50-долларовый ценовой рубеж на мировых рынках нефти вот-вот будет взят, рассчитывать на дешевый бензин как-то не приходится.
Запретить бензину дорожать невозможно – рынок не позволяет. Как отмечает исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко, у правительства есть только один механизм, с помощью которого можно как-то влиять на цены внутреннего рынка – это повышение экспортных пошлин. Правда, судя по меняющимся едва ли не ежедневно на АЗС табличкам, увеличение пошлины на 68% до 70 долларов за тонну с 1 августа этого года особого эффекта не дало.
Помимо дорогой нефти, существуют другие объективные факторы, которые подстегивают цены на топливо. К примеру, транспортная составляющая в цене товара достигает 10–15%. А когда говорим "транспорт", подразумеваем бензин. Получается, что "горючка", сама способствуя инфляции, от нее же и страдает. Точнее, не она страдает, а мы.
Как считают эксперты, повышение бензина в цене – результат действия закона розничного рынка: пока мы готовы платить, товар будет дорожать. Или, если так нравится больше, спрос рождает предложение. А спрос-то как раз, по оценкам экспертов, в последнее время вырос очень существенно. Так, внутреннее потребление всех нефтепродуктов увеличилось всего лишь на 1–2%, а потребление бензина марки АИ-95 – на 15%. Причин несколько. В одной Москве за 10 лет количество автомобилей увеличилось в 10 раз и уже перевалило за три миллиона.
А сейчас к тому же сказывается и сезонный фактор. Как признался на днях член совета директоров Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша, из-за экспорта и сезонного спроса на нефтепродукты в некоторых российских регионах отмечается сейчас дефицит низкооктанового бензина и дизельного топлива. Чтобы его избежать, розничные продавцы вынуждены поднимать цены.
И конца этой бензиновой гонке не видно. Вероятность того, что в ближайшее время стоимость барреля нефти упадет сразу на 10 долларов, равна нулю. В конце прошлой недели цена на нефть на товарной бирже в Нью-Йорке установила очередной рекорд, достигнув отметки 49,29 доллара за баррель. Цена, впрочем, может и колебаться, но вектор, направленный вверх, в ближайшее время сохранится.
Так что перспективы не радужные. В МТА обещают, что до 1 сентября цены на бензин меняться не будут. Зато "потом придут оптовые сентябрьские цены и розничные цены поднимутся адекватно оптовым". И советуют готовиться к тому, что первый осенний месяц принесет новый ценовой сюрприз. Успокаивают, правда, что "к ноябрю, как обычно, придет стабилизация".
Другие специалисты с таким благостным прогнозом не согласны. Они не исключают, что и зимой бензин будет дорожать не менее интенсивно. По словам источника из Русского топливного агентства, к концу осени падают только оптовые цены, розничные – никогда. Объясняется это тем, что уже сейчас опт намного выше розницы. Торговцы преднамеренно сдерживают цены, чтобы не шокировать автовладельцев. Зато зимой, когда опт подешевеет, они возьмут свое сполна.