Чтобы строить, нужно иметь лицензию. Чтобы ее получить, нужно "поработать" с чиновниками. Чтобы чиновники не брали взяток, Минэкономразвития предлагает вообще отменить лицензирование строительной деятельности. Как в этом случае контролировать строителей – вопрос открытый. По данным газеты "Новые известия", в прошлом году в Москве действие лицензии приостановили 246 организациям, 316 лицензиатам вынесено предупреждение. С начала 2004 года в число "приостановленных" попали почти 70 компаний, восьми из них лицензию потом возобновили. Более 200 организаций получили предупреждение.
Среди тех, кому лицензию приостановили, фигурируют известные в столице застройщики, в частности, "Столичная строительная компания", "СТС Конструктор", "Арстехмет", "Меган Строй", "Прогресс-1-СМ", "Сокольники", "Сибирское Строительное Объединение", "Концерн Яуза", "ПроектСтройИнвест".
По данным "Мосстройлицензии", еще с конца прошлого года без лицензии работает фирма "Спецвысотстрой", принимавшая участие в строительстве московских высоток "Эдельвейс" и "Вертикаль". Издание попыталось выяснить у самих строителей, как такое возможно, однако в "Спецвысотстрое" нам заявили, что компания работает "со всеми необходимыми документами" и что в противном случае фирма просто не "смогла бы принимать дальнейшие заказы от города".
Формально застройщик без лицензии теряет право возводить здания, но у нас из любой безвыходной ситуации можно найти выход. Один из московских чиновников, попросивший не обнародовать его фамилию, рассказал, как обычно действуют строители, чтобы не попадать в подобные ситуации. Компания регистрирует несколько структур со схожими названиями: например, "Иванов и Ко", "Иванов и Компания", "Иванов и Ко СТ" и т. п. Если одна из них на чем-нибудь попадется, оставшиеся путем переуступки договорных обязательств продолжают начатое дело.
О чудовищной забюрокраченности строительного сектора, о бесчисленных согласованиях, визах, увязках, привязках сказано и написано столько, что добавить, кажется, уже нечего. Между тем в главном-то, как выясняется, система многоуровневых проверок и страховок как раз и не работает. Чтобы пройти процедуру лицензирования, стройфирме лучше всего не иметь вообще никакой репутации.
Если проштрафился уже на чем-то, могут и тормознуть, а вот новичку с горящим взором закон практически гарантирует "зеленый свет" – нужно лишь представить пакет регистрационных и учредительных документов. Проверить их достоверность лицензирующие органы, опять же по закону, не имеют права. И даже если фирма вызывает немалые сомнения, она с величайшей степенью вероятности пополнит число лицензиатов.
Специалисты чуть ли не в один голос уже давно говорят: с этим надо что-то делать. Власть их, похоже, наконец услышала – Минэкономразвития разработало законопроект о внесении изменений в закон о лицензировании. Предлагается, в частности, отменить обязательное лицензирование 53 видов предпринимательской деятельности. Три из них напрямую касаются строительства: проектные работы, изыскательские и само строительство непосредственно. Главный аргумент ведомства Германа Грефа – нужно дать возможность прийти на рынок новым участникам, которым придется преодолевать на один бюрократический барьер меньше. У чиновников же, соответственно, будет меньше возможностей злоупотреблять служебным положением.
Иными словами, МЭРТ решил: чтобы дело не делалось плохо, лучше не делать его вообще. Никто не спорит – склонности к мздоимству большинству наших чиновников не занимать. Однако лицензирование остается пока одним из немногих, пусть и весьма несовершенных, инструментов контроля в строительной сфере.
Впрочем, у разных ведомств – разные подходы. В Минпромэнерго, скажем, настроены по отношению к лицензированию в строительстве менее радикально, чем в МЭРТ. Ведомство господина Христенко предлагает от системы лицензирования постепенно переходить к аккредитации строительных организаций в регионах. Помощник министра по строительству и ЖКХ Леонид Чернышов заявил, в частности изданию, что, отменяя лицензирование на федеральном уровне, "мы подталкиваем субъектов Федерации к принятию адекватных мер, регламентирующих процедуру аккредитации или аттестации строительных организаций на местах. На федеральном уровне, по его словам, останутся функции утверждения "технических регламентов в строительстве".
Иными словами, на смену федеральному чиновнику придет региональный. Впрочем, аттестацией вполне могут заняться и негосударственные структуры. Вот только кто может утверждать, что аппетиты на местах слабее, чем в центре.