По льготным тарифам
Китай не останется без российской нефти, несмотря на неспособность ЮКОСа продолжать поставки сырья в эту страну. В среду "Российские железные дороги" подписали с китайскими коллегами соглашение о поставках Китаю в 2005 году 10 миллионов тонн нефти. Кто продаст столько нефти китайцам, пока не решено. Но, как пишут "Ведомости", железнодорожники больше всего надежд возлагают на ЛУКОЙЛ.
У России с Китаем подписано межправительственное соглашение о поставках нефти, и до недавнего времени основным поставщиком нефти в эту страну был ЮКОС. По контракту в этом году ЮКОС должен поставить в Китай 3,86 миллионов тонн нефти. Но 28 сентября компания, налоговые претензии к которой составляют $24,5 миллиардов и счета которой заблокированы, прекратила отгрузку нефти в адрес одной из двух китайских компаний — CNPC (ей положено около 400 тысяч тонн в месяц). Сейчас ЮКОС поставляет нефть только китайской Sinopec (около 280 тысяч тонн нефти в месяц). ЛУКОЙЛ, взявший на себя часть обязательств по поставкам CNPC, отправит в этом году в Китай лишь 160 тысяч тонн нефти.
Китай требует от России выполнения обязательств. Первый шаг навстречу китайцам сделала госмонополия — "Российские железные дороги" (РЖД). Вчера президент РЖД Геннадий Фадеев и китайский министр железных дорог Лю Чжицзюнь подписали соглашение, в соответствии с которым в следующем году из России в Китай может быть поставлено не менее 10 миллионов тонн сырой нефти, а начиная с 2006 года — не менее 15 миллионов тонн ежегодно. При этом правительству придется найти замену ЮКОСу, который, по словам официального представителя компании Александра Шадрина, не может гарантировать продолжения поставок. Представитель пресс-службы РЖД рассказал "Ведомостям", что наиболее реальная замена ЮКОСу — ЛУКОЙЛ. По его словам, ЛУКОЙЛ подал заявку на пробные поставки нефти в Китай. В ноябре компания собирается поставить 60 тысяч тонн нефти, в декабре — 100 тысяч тонн. А вчера Фадеев объявил, что к концу года РЖД собирается подписать с ЛУКОЙЛом контракт на 2005 год или хотя бы на I квартал в объеме около 400 тысяч тонн.
В ЛУКОЙЛе пока отказываются комментировать заявление Геннадия Фадеева. Начальник отдела по связям с инвесторами нефтяной компании Геннадий Красовский утверждает, что компания может поставить в Китай "все10 миллионов тонн, если это будет ей выгодно". "Все будет зависеть от экономики поставок, в том числе от железнодорожных тарифов", — говорит он. Как говорят аналитики, перевозка нефти в Китай по железной дороге обходится нефтяникам дорого. Эксперт "Тройки Диалог" Валерий Нестеров пояснил "Ведомостям", что ЮКОС, вынужденный расплачиваться по многомиллиардным долгам, отказался от поставок в Китай именно по этому направлению.
Но железнодорожники готовы пойти навстречу нефтяникам. Представитель РЖД напоминает, что монополия сейчас лоббирует в правительстве возможность предоставлять клиентам скидки на перевозку грузов по некоторым направлениям, в частности, в Китай. Кстати, именно такое условие – снижение тарифов ставил ранее вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун. Как пишет "Время новостей", Федун считает, что поставки нефти в Китай из-за высоких железнодорожных тарифов на транспортировку нефти являются экономически невыгодными. Однако глава Минэкономразвития Герман Греф не спешит идти навстречу главе РЖД Фадееву, который неоднократно просил правительство разрешить РЖД самостоятельно устанавливать тарифы в конкурентных сегментах либо установить льготные ставки для поставок нефти в Китай: "Были случаи предоставления индивидуальных скидок, так что это ведет к непрозрачности", - заявил Герман Греф. Поэтому решение о снижении тарифов, по его мнению, "нельзя принимать на уровне компании, только на уровне федерального органа". Но источники "Коммерсанта" в РЖД заявляют, что скидки к существующим тарифам на перевозку нефти в Китай ЛУКОЙЛ получит уже в ближайшие месяцы.