под видом разработки механизма снижения цен на бензин
Специалисты нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" придумали, как "убить конкурентов", которые своим "паленым" бензином демпингуют на российском рынке. Под видом благого намерения навести порядок на рынке бензина и остановить рост цен, они придумали способ упрочить позиции крупных компаний на рынке и избавиться от конкурентов. Идеи нефтяников не новы и правительство уже от них отказывалось. Но сотрудники компании удачно выбрали время: когда на правительственном уровне заговорили о необходимости снижения цен на бензин, руководство "ЛУКОЙЛа", ссылаясь на то, что их идеи помогут его остановить, снова решило протолкнуть свои предложения. Эксперты считают, что из-за борьбы с контрафактным топливом цены на бензин только вырастут.
Как пишут "Ведомости", ссылаясь на заявление вице-президента компании "ЛУКОЙЛ" Леонида Федуна, распространенное "Интерфаксом", в течение двух-трех недель "ЛУКОЙЛ" готов представить в правительство "механизм приостановки цен на нефтепродукты". Суть предложения — ввести акциз на прямогонный бензин, на который сейчас установлена нулевая ставка. То есть, если следовать логике господина Федуна, с введением этих акцизов рост цен должен остановиться.
"Это очень разумное решение, мы и сами не раз его предлагали", — заявил "Ведомостям" вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Он напомнил, что правительство с 2003 года сделало прямогонный бензин подакцизным товаром, установив на него нулевую ставку, с одной-единственной целью — знать, сколько его производят заводы. Но прямогонный бензин по-прежнему производится и обращается бесконтрольно, потому что за его неправильный учет не полагается никаких санкций. "Из-за этого на рынке по-прежнему полно подпольного некачественного топлива”, — констатирует Аркуша. Правда Евгений Аркуша признался, что не понимает, "как акциз на прямогонный бензин поможет ограничить цены на топливо".
Интересно, что не понимают этого и в самом "ЛУКОЙЛе". Корреспонденту Дней.Ру в пресс-службе компании не смогли объяснить, почему предложение Федуна отправится в правительство как "механизм приостановки цен на нефтепродукты". Начальник отдела по работе со СМИ нефтяной компании Дмитрий Долгов предположил, что "Интерфакс" просто "неправильно интерпретировал сообщение руководителя компании". "Леонид Федун говорил, что введение акциза – это один из инструментов, который позволит навести порядок на рынке бензина, но Федун не говорил, что это поможет остановить цены", - заявил Долгов.
Борьба с "паленым" бензином – благородное дело. Поскольку страдают из-за него не только обычные потребители, но и нефтяные компании. Поэтому в "ЛУКОЙЛе" считают правильным приравнять ставку акциза на прямогонный бензин к самой высокой ставке на высокооктановый бензин — 3360 рублей за тонну. В этом случае, недобросовестным предпринимателям будет невыгодно с помощью различных присадок подделывать топливо, а значит – они не будут демпинговать на рынке. А чтобы не пострадала нефтехимия, для которой "прямогонка" — основное сырье, "ЛУКОЙЛ" предлагает затем возвращать или зачитывать акциз предприятиям нефтехимии.
Но как пишет "Ведомости", ссылаясь на источник в правительстве, это предложение вряд ли будет принято. "ЛУКОЙЛ" не первый, кто выступает с этой идеей. Но каждый раз ее обсуждение упиралось в то, что не существует надежного механизма зачета, который бы не приводил к удорожанию нефтехимического производства. А председатель экспертного совета по налогам при бюджетном комитете Госдумы Михаил Орлов считает, что введение ставки на прямогонный бензин еще больше усугубит все недостатки действующей системы уплаты акциза на нефтепродукты и "окончательно запутает всю систему". А вот к снижению цен на бензин идея Федуна вряд ли приведет. “Бензин скорее подорожает”, — полагает Орлов. Поскольку продавец "прямогонки" не всегда сможет своевременно получать возмещение из бюджета, связанные с этим потери он будет закладывать в цену. "Возможно, "ЛУКОЙЛ" рассчитывает, что под лозунгом борьбы с ценами можно продвинуть свою идею, — сказал "Ведомостям" Орлов. — Тогда лучше было бы увязать тему акциза с мировым терроризмом".