Ученые из российского университета разработали композитный материал на основе алюминия. Он такой же легкий, но в 25 раз более прочный.
Новый материал обладает чрезвычайно полезными для производства свойствами. Легкостью он сравним с алюминием, а прочностью – со сталью. Упрочение производилось при помощи нанотрубок нитрида бора. В планы научной команды входит дальнейшее усовершенствование материала, что позволит превысить прочность стали в два-три раза.
Разработка производилась на базе Национального исследовательского технологического университета "МИСиС". Руководил проектом создания профессор Дмитрий Гольберг. По его словам, команде удалось соединить две научной отрасли. "Наш проект наполовину был посвящен нанотехнологиям, наполовину – металлургии", – отметил Гольберг.
"В научном плане мы нащупали методы получения композитов, состоящих из легкого металла и очень прочной части из нанотрубок или наночастиц нитрида бора. Мы уже делаем эти композиты нескольких видов. Первый – когда нанокомпозиты создаются путем напыления металла на нанотрубки. Второй – когда смешиваются порошки и делается тонкая лента, которая выглядит как обычная алюминиевая, но в нее внедрены наноструктуры. Причем прочность этих структур превышает сталь в 50 раз. То есть достаточно немного добавить этих упрочняющих волокон, и материал становится намного прочнее", – рассказал руководитель проекта.
Новый прочный и одновременно с этим легкий материал может совершить настоящую революцию в самолетостроении, производстве автомобилей и строительстве разной степени сложности. Важным вкладом это послужит также и в развитие космической сферы страны.
Для космического аппарата ключевыми характеристиками являются прочность и легкость, а новый материал удовлетворяет обоим этим требованиям. Любая техника, изготовленная с применением нового материала, станет легче, сохранив при этом остальные важные качества. Это позволит сократить расход топлива, а значит увеличить дальность передвижения и объем перевозимых грузов.
Новый материал уже вызвал интерес научного сообщества по всему миру. Этот факт неудивителен, так как он может найти применение практически в любой сфере деятельности человека, начиная от автомобилестроения и заканчивая биомедициной.
Работы над дальнейшим усовершенствованием материала продолжатся. "Поскольку мы закупили основное оборудование, то нам уже не придется делать такие капитальные вложения. Можем направлять основную часть средств на реактивы, материалы, чтобы увеличить производство", – отметил Дмитрий Гольберг.