Нью-Йоркский Музей современного искусства (MoMA) приобрел 14 видеоигр, среди которых знаменитая советская головоломка "Тетрис" и японская Pac-Man. Эти игры вошли в новую коллекцию отдела архитектуры и дизайна.
Уже в марте в экспозицию будут включены японская аркада Pac-Man 1980 года, всемирно известная советская головоломка "Тетрис" 1984 года, экшн Another World 1991 года, квест Myst 1993 года, симуляторы SimCity 2000 (1994 года) и The Sims (2000 года). Также внимания кураторов современного искусства удостоились vib-ribbon 1999 года, аркада Katamari Damacy 2004 года, многопользовательская онлайн-игра EVE Online 2003 года, а также Dwarf Fortress (2006), Portal (2007), flOw (2006), Passage (2008), Canabalt (2009).
При выборе экспонатов для коллекции музей оценивал дизайнерские решения игрового пространства. Среди критериев, по которым игры были названы искусством, MoMA назвал не только визуальное качество и эстетику каждой из них, но и многие другие аспекты. Помогали кураторам музея выбрать самые достойные экземпляры ученые, программисты, историки и критики. Эти экспонаты музей включил в часть своей коллекции архитектуры и дизайна. Как и в остальных объектах дизайна в MoMA – от плакатов до автомобилей – кураторы искали игры, в которых бы сочетались историческая и культурная значимость, удачное эстетическое выражение, функциональность, инновационный подход и другое. Как отмечается на сайте MoMA, эти критерии подходят как для стула или вертолета, так и для видеоигр, в которых язык программирования занимает место дерева или пластмассы.
Из-за жесткого отбора музей не включил в коллекцию некоторые очень популярные видеоигры. Тем не менее в ближайшие несколько лет MoMAпланирует пополнить коллекцию еще 40 экземплярами. Среди них одна из первых компьютерных игр Spacewar! 1962 года, многими любимая Snake ("Змея"), которая была разработана еще в 1970-е, но особую известность получила в мобильных телефонах Nokia. Также коллекцию пополнят игры серии об итальянском водопроводчике Марио Super Mario Bros. (1985) и Super Mario 64 (1996) и первая версия этой игры Donkey Kong (1981), где героем являлся еще модифицированный моряк Попай.
Отметим, "Тетрис" был создан в СССР на компьютере "Электроника-60" программистом Алексеем Пажитновым и представлен публике в 1984 году. Работая в ВЦ Академии наук СССР, Пажитнов занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи, а для обкатки идей применял головоломки, в том числе и классическое пентамино, которое и натолкнуло его на идею "Тетриса".