Балльная система при выборе подрядчика по проведению капитального ремонта, при которой больший балл и победа присваиваются участнику конкурса, предложившему наибольший гарантийный срок на выполненные работы, применяется в пяти субъектах. При этом в Санкт-Петербурге наибольшее количество баллов присуждается тому участнику, который предложит десять и более лет, в Ярославской области – шесть и более лет, в Дагестане – от пяти лет, в Свердловской области – пять лет, а в Бурятии – любой наибольший срок гарантии. В случае если этот срок не определен договором, он составляет пять лет. Однако в соответствии с рекомендациями Фонда ЖКХ, гарантия на такие работы – три года. "Как можно сделать вывод из исследования ОНФ, крайне слабо регионы прислушиваются и к первой, и ко второй рекомендации. Вызывает также недоумение, почему Фонд ЖКХ предлагает такой маленький гарантийный срок, притом что его рекомендации вообще не являются обязательными к применению", – заявила член рабочей группы ОНФ "Качество повседневной жизни" и рабочей группы по изменению законодательства в сфере ЖКХ при профильном комитете Госдумы Светлана Калинина. Она недоумевает, почему "в Санкт-Петербурге заказчик считает, что гарантийный срок может быть десять и более лет, а Фонд говорит всего лишь о трех годах". "Получается, что капитальный ремонт в многоквартирном доме требуется проводить каждые три года? Так никаких денег, безусловно, на это не хватит. Гарантия меньше пяти лет неоправданна. Отсутствие единого подхода к гарантийным срокам в договорах капремонта является коррупционной составляющей и, мягко говоря, не способствует повышению качества работ и используемых материалов", – сказала Калинина, добавив, что в настоящее время на законодательном уровне нет четких требований к конкретным гарантийным срокам, но эта ситуация должна быть исправлена.
Аналогичную систему гарантийных сроков необходимо ввести для недвижимости, возводимой по программе расселения аварийного жилья, являющейся одним из приоритетов майских указов президента, лидера Народного фронта Владимира Путина, отмечают эксперты ОНФ. Проблема была в центре внимания на втором "Форуме действий" в ноябре 2014 года. Тогда глава государства заявил, что на эти цели выделяются огромные деньги – свыше 300 миллиардов – и необходимо добиться повышения эффективности и отдачи от каждого вложенного рубля. По итогам форума президент дал поручение правительству предпринять меры, направленные на повышение эффективности использования средств бюджетов, предусмотренных на переселение граждан из аварийного фонда. На заседании думского комитета по жилищной политике и ЖКХ первый замруководителя Фонда жилищно-коммунального хозяйства Владимир Талалыкин признал, что средства, выделенные на программу переселения, используются неэффективно. По данным Счетной палаты, полученные регионами деньги по пять-шесть месяцев просто лежат на счетах. Нередки случаи, когда средства, потраченные на строительство домов для переселения, не обеспечивают необходимого качества жилья. "Люди потеряли доверие к системе ЖКХ. Проблема с расселением аварийного фонда стоит настолько остро, что провоцирует протестные настроения. Ежегодно государство вкладывает миллиарды в то, чтобы граждане имели нормальные условия для жизни. Во многих странах срок гарантии на новые дома от застройщика составляет не менее 50 лет. У нас такая система ответственности за свою работу отсутствует полностью. И пока у нас растут только реестры "новых аварийных" домов. Необходимо найти выход из этого порочного круга и прекратить злоупотребления в сфере ликвидации аварийного жилья", – отметил эксперт рабочей группы ОНФ "Качество повседневной жизни", депутат Госдумы Валерий Гальченко.