Западные СМИ отмечают тот факт, что первая заграничная поездка Реджепа Эрдогана, которую он совершит после попытки военного переворота, состоится не к союзникам по НАТО, а в Россию.
Предстоящая встреча президента Турции с президентом России в Санкт-Петербурге имеет широкое геополитическое значение. Запад и Россия задаются вопросом, какой путь после путча выберет Эрдоган, быстро использовавший произошедшие в стране события для проведения чисток среди своих оппонентов, пишет Financial Times.
Турция приветствовала безоговорочную поддержку со стороны России после неудавшегося переворота. Такой тон контрастирует с риторикой Анкары в отношении Вашингтона. По мнению издания, к сотрудничеству Россию и Турцию подтолкнуло желание "преподать Западу урок", а также обеспечить региональную безопасность.
Как признал неназванный турецкий дипломат в Москве, отношения Турции с США хуже, чем когда-либо за последние 50 лет, и это, "безусловно, делает привлекательной перспективу дружбы с Россией". Однако, пишет газета, в частном порядке турецкие власти заявляют, что не собираются сжигать мосты с США и заключать союз с Россией.
По их словам, связь между Вашингтоном и Анкарой
сильна, а двусторонние отношения переживали и более серьезные испытания. В частности, напоминают о вторжении на Кипр в
1974 году, отказе Турции предоставить свою территорию американским войскам для
вторжения в Ирак в 2003 году, поддержке американцами иракских курдов при режиме
Саддама Хусейна, а совсем недавно – еще и курдов, борющихся с террористической
группировкой "Исламское государство*".
Вместе с тем дипломаты опасаются, что Анкара может использовать Москву в качестве рычага давления на Запад, в том числе по поводу Сирии, отмечает издание. Так, ожидается, что Турция снизит критику в адрес президента страны Башара Асада и в частном порядке согласится с Россией в том, что его режим является гарантией сохранности сирийского суверенитета, по крайней мере, на переходный период. В ответ Анкара будет ожидать от Москвы поддержки по вопросу сирийских курдов.
Однако, несмотря на общий интерес по региональным вопросам,
официальные лица в Москве и Анкаре не могут предугадать исход встречи Путина и
Эрдогана, признает в заключение
Financial Times.
Напомним, что 24 ноября турецким F-16 был сбит российский истребитель. Двусторонние отношения, напряженность в которых возникла после инцидента, нормализовались после переговоров президента Турции Реджепа Эрдогана с президентом России Владимиром Путиным и встречи глав МИД в рамках заседания Черноморского экономического сотрудничества в Сочи.
* Организация запрещена на территории РФ