Партия Геннадия Зюганова занялась ребрендингом. Это единственный шанс КПРФ удержаться на плаву. Однако первые шаги на этом поприще – союз с НБП - уже показали, что не известно, как закончится этот политический маневр.
То ли КПРФ проведет НБП в большую политику, то ли НБП утянет КПРФ в маргинальное поле. Тем временем эксперты предсказывают, что выборы в Госдуму-2007 станут последними для российской компартии.
Монополия Зюганова рухнула
Основная проблема КПРФ не меняется уже лет десять, усугубляясь с каждым годом. Партия стремительно стареет. Стареет и в прямом, и в переносном смысле. Уже сейчас средний возраст членов партии составляет 58 лет, 48% партийцев – старше 60 лет, 43% – в возрасте 30-60 лет, лишь 7% – моложе 30.
Лидер коммунистов и сам признает нависшую над партией опасность: «Под вопрос ставится само существование партии как массовой политической организации,– заявил он на прошедшем в минувшие выходные пленуме ЦК КПРФ.
Природа, как известно, не терпит пустоты, равно как и политика. Слабость гиганта спровоцировала появление серьезных конкурентов
Не лучше обстоят дела и с идеологией партии. Если десять лет назад слоган "назад в СССР" еще имел актуальность и привлекал в стан КПРФ тех, кто не прижился в новых рыночных условиях, то сегодня неконструктивная ностальгия по прошлому не популярен. Думающей части электората очевидно – вернуться в прошлое невозможно, но возможно строить будущее, учитывая предыдущий опыт, заимствуя положительные моменты и избегая негативных перекосов.
Такая эволюция взглядов привела к тому, что левый фланг, некогда прочно оккупированный КПРФ, запестрел от всевозможных партий, организаций и движений левого толка. Это и недовольные политикой Зюганова экс-члены КПРФ, и сторонники коммунизма без КПРФ, и радикалы, и мошенники от политики. Большинство из них не претендует и никогда не сможет претендовать на весомые проценты, полноценное участие в выборах и высокий рейтинг узнаваемости. Их удел – 2-3% голосов. Но это голоса КПРФ! И несколько мелких партий могут отщипнуть от монополии Геннадия Зюганова вполне ощутимый – в совокупности – кусок.
КПРФ не выдерживает конкуренции
Природа, как известно, не терпит пустоты, равно как и политика. Слабость гиганта спровоцировала появление серьезных конкурентов. К примеру, Российская партия пенсионеров, чья целевая аудитория совпадает с аудиторией КПРФ, за год раскрутки показала результат, на сотые доли процентов уступающий результату КПРФ. На региональных парламентских выборах 12 марта 2006 года Партия Пенсионеров получила больше 10% голосов, а в Нижегородской области и вовсе был поставлен рекорд - КПРФ набрала 17,81%, а Партия пенсионеров - 17,19%.
Эксперты уже год предупреждают: если Геннадий Зюганов не пересмотрит свою политику, не займется кадровым обновлением и не освежит идеи и лозунги, предстоящие выборы в Государственную Думу станут для КПРФ последними.
И, судя по последним событиям вокруг КПРФ, генсек внял предупреждениям политологов. И сделал еще хуже.
Хайль, Зюганов!
Партия действительно стареет, не представляя интереса для молодых людей левого толка. И для того, чтобы привлечь в КПРФ новую кровь, началось то, что можно было бы назвать ребрендингом партии, если бы Зюганов привлек профессиональных технологов.
На деле же ребрендинг уперся в новый союз, заключенный между КПРФ и НБП. А точнее, между Геннадием Зюгановым и Эдуардом Лимоновым, поскольку у двух партий и их электората кратно меньше точек пересечения, чем у двух амбициозных политиков.
Единственное, что формально роднит КПРФ и НБП – это коммунизм и большевизм, вынесенные в названия партий. Дальше начинаются прямые противоречия. По сути, это банальные и общеизвестные вещи, но – раз уж такой союз стал возможным – не лишним будет напомнить о них.
База КПРФ – пенсионеры, ветераны, прошедшие Великую Отечественную войну, потерявшие близких и свое здоровье во время противостояния нацистам. База НБП – бритоголовые молодчики, выпускающие пар в драках с "инородцами", разгуливающие в черных одеждах со стилизованной свастикой на руках. Первые слишком хорошо помнят, что сделал с их жизнью фашизм, вторые получают информацию о фашизме не от своих воевавших дедов, а от Эдуарда Лимонова.
А в книжках Лимонова получается, что фашизм – это "восстановленный идеал добровольного рыцарства" («Анатомия героя»), "открываемый в себе теми, кто генетически принадлежит к высокой касте воинов".
"Агрессивность, правдивость, правота, верность, вера, внутреннее мужество, чувство истины (не диктуемое обществом), честь, стыд, владение собой, дисциплина, ответственность, последовательность, единство фразы и действия, преданность и постоянство, благородство и, наконец, готовность жертвовать жизнью ради Формы, Порядка, Строя - вот добродетели фашиста, составляющие кодекс духовной мужественности", - пишет певец фашизма в своей книге.
Лимонов станет вторым лицом в КПРФ?
Юношеская агрессия, ищущая любого выхода, легко проглотит эту наживку, пойдет на баррикады и в тюрьму за цели Лимонова, приправленные героической романтикой. Но что хорошо половозрелому подростку, то страшно ветерану.
Именно провокационное объединение (пока разовое, под отдельные проекты) коммунистов и нацболов оттолкнет от Зюганова тех, кого еще не оттолкнули его безыдейность, пассивность и конформизм.
Единственный, кто может выиграть от этого заигрывания, - сам Эдуард Лимонов. Годы шествования во главе колонны нацболов не дали ему входного билета в большую политику. Сегодня Лимонов первый. Но первый – среди маргинальных политиков, политиков не первого и даже не второго эшелона.
Выборы в Госдуму-2007 – шанс впрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Потому что, как мы писали выше, эти выборы могут стать последними для КПРФ, а никто из серьезных политиков, кроме Зюганова, не станет заключать пакты с Лимоновым и вести его к депутатскому мандату, открытой трибуне и политическому будущему.
#{more}
Дни.Ру не раз писали о связях Эдуарда Лимонова с отдельными заказчиками-олигархами и постоянными финансовыми партнерами НБП. Те, чьи позиции защищают на баррикадах бойцы-нацболы, как никто другой заинтересованы в легализации Лимонова. Став депутатом, Лимонов повысит статус и своих адресных мероприятий.
Для Зюганова же приход в предвыборный список Эдуарда Лимонова может стать хорошим финансовым вливанием со стороны спонсоров главного нацбола. С другими статьями дохода в партии сейчас нелегко: в силу своей неактивности и немногочисленности, фракция КПРФ в сегодняшней Госдуме уже фактически не занимается лоббизмом, уступив и эти позиции.
Зато КПРФ можно будет легко списать со счетов, как ступень ракеты, давшей старт феномену - Лимонов-легальный политик, и отброшенную за ненадобностью.
Материал подготовила Елена Калашникова