Два взрыва с интервалом в 43 минуты. "Лубянка", а потом и "Парк культуры". В обоих случаях это были смертницы. Взрывные устройства на поясах были начинены болтами и кусками рубленой арматуры. Бомбы привели в действие "кураторы", следившие за шахидками с безопасного расстояния – с помощью мобильных телефонов. Тогда, 29 марта 2010-го, 36 человек погибли на месте, пятеро скончались в больницах, еще 88 пассажиров получили различные ранения.
Первое сообщение о взрыве поступило в 07 часов 46 минут, в час пик. Мощность первого взрыва составила до четырех килограммов в тротиловом эквиваленте, а на станции "Парк культуры" – до двух килограммов в тротиловом эквиваленте.
Ответственность за взрывы взял на себя Доку Умаров, лидер "Кавказского эмирата". В апреле 2010 года в Дагестане в бою с федералами был убит боевик Али Исагаджиев. Именно он контролировал 17-летнюю смертницу Дженнету Абдурахманову, которая подорвалась на станции "Парк культуры".
В августе того же года ФСБ сообщила, что в ходе спецоперации в Дагестане уничтожены исламисты, имеющие отношение к взрывам в метро. Главный из них – лидер ваххабитского подполья Магомедали Вагабов. По одной из версии, взорвавшая себя на "Лубянке" шахидка Мариам Шарипова была его женой. Гусейн Магомедов, сопровождавший Шарипову в Москве, был застрелен в бою в феврале 2013-го. Сам же Доку Умаров, по информации спецслужб, скончался через полгода на одной из лесных баз боевиков – внедрившийся в банду агент подмешал в пищу террористу яд.
Несмотря на то, что события пятилетней давности в московском метро действительно вошли в историю, как одна из самых крупных и громких диверсий на территории современной России, цели преступников достигнуты не были: дух россиян не был сломлен, а борьба с терроризмом была продолжена.