Министерство транспорта России подготовило законопроект об овербукинге (продаже большего числа билетов, чем кресел в самолете). Документ выложен в интернет для общественного обсуждения.
Ведомство планирует покончить с временами "дикого" овербукинга. Теперь все нюансы этого процесса будут прописаны в законе, который должен, с одной стороны, защитить права пассажиров, а с другой – помочь переживающей кризис авиаотрасли. Окончательный вариант законодательных изменений будет выработан в ходе общественной дискуссии.
Законопроект разработан на основе зарубежного опыта – овербукинг является частой практикой крупнейших авиакомпаний Европы и США. Многие российские авиакомпании также продают билеты с овербукингом, но законодательно этот вопрос не регулируется, а шансы пострадавшего от этого пассажира получить компенсацию малы. С помощью овербукинга авиакомпании решают проблему заполняемости самолетов. По статистике, в большинстве случаев несколько пассажиров по тем или иным причинам в последний момент отказываются от полета.
"Для авиакомпаний это хорошо, потому что заполняемость кресел увеличивается. Сегодня она в среднем составляет 80% по всем рейсам за год. При этом очень часто возникает ситуация, когда тот или иной пассажир по разным причинам лететь не может и билеты сдает в последний день, а то и после того как рейс состоялся. Он может отменить полет, опоздать на рейс, его могут не допустить – вариантов много. В этом случае остаются без транспортного обслуживания те, у которых все в порядке с обстоятельствами, документами, деньгами и т.д. Они просто не получают возможности улететь, потому что билеты проданы, они не летят, кресла остаются пустыми. От двух до пяти кресел на разных рейсах даже в высокие сезоны не заполнены. Овербукинг – это система, которая не зависит от обстоятельств, пожеланий или состояния здоровья того или иного пассажира", – поддерживает инициативу Минтранса главный научный сотрудник института экономики РАН Никита Кричевский в интервью порталу Speakercom.ru. Овербукинг – это очень удобно, вторит Кричевскому директор Центра политического анализа Павел Данилин. "Это дополнительная гарантия прибыльности авиационных компаний. Для рядовых покупателей овербукинг иногда бывает полезным, но в первую очередь это нужно для развития авиационной отрасли страны", – говорит политолог. Новый закон позволит авиакомпаниям выправить финансовое положение. Только "Аэрофлот" планирует заработать на овербукинге до 500 миллионов долларов в год. "В условиях кризиса это тем более актуально, потому что цены на топливо по-прежнему высокие, прочие расходы – аэропортовые сборы и выплаты по лизинговым платежам никто не отменял", – говорит Кричевский. Одним из ключевых элементов закона должна стать четкая система защиты прав пассажиров. К примеру, авиакомпании Евросоюза в случае овербукинга обязаны заплатить пассажиру серьезную компенсацию и помочь ему в кратчайшие сроки добраться до точки назначения. Также устойчивой практикой в западных странах является предупреждение пассажиров о случае овербукинга и поиск добровольца, который готов полететь на следующем рейсе в обмен на бонусы в виде улучшения класса перевозки или получение двойных бонусных баллов авиакомпании.
"Овербукинг был всегда, везде и во всех странах. В отличие от других, у нас не было узаконенных правил, компенсации и регламента действий в такой ситуации. Авиакомпания, заключив договор о перевозке пассажира, несет ответственность за эту перевозку. Механизмов, которые помогут потребителю быть защищенными в такой ситуации, множество. Это может быть финансовая выплата, добровольная сдача билета, предоставление гостиницы, питания, телефонных коммуникаций и т.д.", – отмечает в интервью порталу Speakercom.ru вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.
Ожидается, что закон защитит права пассажиров и стимулирует ответственность авиакомпаний. После его принятия любая авиакомпания будет понимать, что ей придется платить компенсации каждому пострадавшему пассажиру.