Задержка отчетности является достаточно заметным нарушением российского законодательства и правил листинга на Московской бирже, за которое виновным грозят серьезные санкции. Все компании, ценные бумаги которых котируются на бирже, обязаны обнародовать квартальную отчетность не позже 45 дней после окончания отчетного периода. Сроки публикации давно миновали, но квартального отчета авиаперевозчик так и не представил. Теперь Московская биржа может наказать "Трансаэро" снижением уровня котировального списка ценных бумаг или даже их исключением из листинга, а со стороны Банка России нарушителя ждет еще и штраф, размер которого колеблется от 500 тысяч до 700 тысяч рублей, отмечает "Газета.Ру".
Эксперты авиационного сектора объясняют странное поведение "Трансаэро" тем, что именно сейчас перевозчик ожидает решения о выделении ему господдержки в размере 40-50 миллиардов рублей, о чем несколько дней назад сообщали источники газеты "Ведомости". Обнародованные в такой ситуации слабые финансовые показатели могут сыграть против авиакомпании, помешав ей получить госгарантии по кредитам и в итоге поставив под угрозу весь ее бизнес. А на бюджетные средства в "Трансаэро", судя по всему, надеются крепко: либеральное крыло российского правительства и лично Аркадий Дворкович неоднократно высказывались о необходимости обеспечить госпомощью частные авиакомпании, в том числе "Трансаэро". Видимо, статистика компании за первый квартал настолько плачевна, что перед принятием долгожданного решения о господдержке ее руководители решили просто скрыть реальное положение вещей.
То, что у этого перевозчика есть проблемы, наглядно показывает открытая статистика. По итогам первого квартала 2015 года только две из пяти крупнейших отечественных авиакомпаний – "Аэрофлот" и "Россия" – продемонстрировали некоторый рост, а "ЮТэйр", например, снизила перевозки сразу на 36,1%. У "Трансаэро" в этот период объем перевозок упал на 6%. Добавьте сюда накопленную долговую нагрузку, и станет понятно, почему руководство компании готово скорее рискнуть с затягиванием сроков отчетности, чем поставить под угрозу получение господдержки. Между тем о проблемах перевозчика, кажется, начинают догадываться и его партнеры.
Одним из крупнейших кредиторов "Трансаэро" является Сбербанк. Он открыл авиакомпании кредитную линию объемом 800 миллионов рублей, но что-то в бизнесе перевозчика пошло не так, и на днях Сбербанк предоставил ему отсрочку по кредитным платежам сроком на месяц – так называемые ковенантные каникулы. "Мы сегодня приняли решение о ковенантных каникулах, там пробиты ковенанты и есть определенные просроченные платежи. Мы не будем в течение месяца от них требовать это. Но это не реструктуризация и не пролонгация", – цитирует первого зампреда банка Максима Полетаева агентство "Прайм". При этом он отметил, что Сбербанк все же намерен просить компанию оплачивать долги в срок.
Кроме того, топ-менеджер банка довольно скептически отозвался о перспективах сотрудничества и качестве бизнес-модели "Трансаэро". "Мы обсуждали на кредитном комитете бизнес-модель, которую подготовили по "Трансаэро". Честно сказать, она не кажется нам реалистичной. Мы сегодня сделали техническую пролонгацию наших кредитов по "Трансаэро" и по лизингу на один месяц. Если бизнес-модель не претерпит существенных изменений, мы, наверное, будем не согласны оставаться в этом клиенте", – сообщил Полетаев.
По его словам, топ-менеджмент "Трансаэро" смотрит на перспективы компании "довольно оптимистично". "Например, заложена рентабельность по EBITDA 26%. Напомню, лучшая авиакомпания мира – Ryanair, у нее рентабельность EBITDA 22%, – отметил Полетаев. – Хотелось бы пореалистичнее". Представитель Сбербанка также напомнил, что другая российская авиакомпания, недавно столкнувшаяся со сложностями, "ЮТэйр", представляла банкам гораздо более пессимистичные прогнозы.
В таких условиях господдержка и впрямь выглядит той самой соломинкой, за которую обычно хватается утопающий. Сомнительные бизнес-схемы, отказ в кредитах и падение основных показателей выглядят настолько тревожно, что кроме как на помощь от правительства "Трансаэро", вероятно, надеяться не на что. А ради нее можно пойти на риск быть оштрафованным или даже немного повредить своим акциям.