Из отчетности "Трансаэро" следует, что чистый убыток организации за 2013 год составил 13,34 миллиарда рублей. Однако ранее компания убеждала, что за этот промежуток времени получила прибыль в размере 788 миллионов рублей. Другие показатели также были изменены задним числом.
Так, выданные авансы за 2013 год достигали 18,8 миллиарда рублей, а после переоценки от них осталось лишь 965,7 миллиона, передает "Росбалт". Расходы на аэронавигацию и наземное обслуживание возросли с 16,1 миллиарда до 25,6 миллиарда рублей. Траты на техническое обслуживание практически удвоились: в предыдущей версии статистики они составляли 5,9 миллиарда рублей, в новой – 10,1 миллиарда.
Подобный действия являются тревожным показателем и способны привести к потере доверия инвесторов. "Если бы акции "Трансаэро" были более ликвидны и находились в портфелях большего количества инвесторов, следствием было бы резкое падение котировок в первый же день торгов", – рассказал аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков.
На этом компания не остановилась и всерьез взялась за пересмотр стоимости нематериальных активов. Так, стоимость бренда "Трансаэро" за 2014 год увеличилась почти в 30 раз, до 61,2 миллиарда рублей. Это на 20% больше, чем у крупнейшего российского авиаперевозчика "Аэрофлот". Подобная оценка находится на уровне цены брендов ведущих мировых авиакомпаний, таких как британская Easy Jet и австралийская Qantas.
Ее сочли завышенной даже собственный аудиторы из компании "РСМ Русь". Они, в частности, заметили, что достаточных доказательств соответствия названной стоимости бренда "принципам определения справедливой стоимости нематериальных активов по данным активного рынка" не существует.
Другие аналитики и вовсе считают, что эти действия можно назвать некоей пиар-акцией, стоимость которой совпадает с величиной гонорара привлеченного для оценки стоимости бренда эксперта. "Сама компания может переоценивать все что угодно, но это ничего не значит. Это значит, что в графе "Нематериальные активы" появится другая цифра, которую кроме них может никто и не признавать", – рассказал член совета российской гильдии маркетологов Николай Григорьев.
"Они могли заказать это у некоторых людей, предложили заплатить гонорар – условно, миллион долларов, чтобы эксперт мог придумать методику, по которой он мог оценить бренд в, условно говоря, миллиард долларов. Эксперту хочется этот миллион долларов, это хорошая сумма, он и оценивает", – добавил Григорьев.
Опасения экспертов подтверждаются и статистическими показателями, имеющимися в открытом доступе. В частности, чистый убыток "Трансаэро" в 2014 году вырос на 8,4% и составил 14,46 миллиарда рублей. При этом уменьшение объема перевозок за первые четыре месяца 2015 года достигло 4,2%: он составил чуть более трех миллионов пассажиров. Объем грузов и грузооборот пережили еще более драматичное падение – более 27% за тот же промежуток времени.
Подобные показатели не могли не сказаться и на отношения партнеров к компании. Так, один из крупнейших кредиторов "Трансаэро" – Сбербанк – предоставил отсрочку на месяц по выплате кредитов и вместе с этим жестко раскритиковал бизнес-модель авиакомпании. Аналитик "Церих Кэпитал Менеджмент" Андрей Верников назвал ее крупным проблемным заемщиком.
Первый заместитель председателя Сбербанка Максим Полетаев также порекомендовал топ-менеджменту перевозчика быть более реалистичными при оценке собственных перспектив. "Например, заложена рентабельность по EBITDA 26%. Напомню, лучшая авиакомпания мира – Ryanair, у нее рентабельность EBITDA – 22%", – отметил он.
Аналитики считают, что топ-менеджмент "Трансаэро" пытается сделать хорошую мину при плохой игре. Однако манипуляции с отчетностью вряд ли введут в заблуждение серьезных игроков. По всей вероятности, это делается для того, чтобы позволить компании дотянуть до выделения ей средств государственной поддержки.