Кажется, даже привыкшая к смелым экспериментам Третьяковка на Крымском Валу сама удивлена происходящим. Азиатский колорит не слишком привычен советскому павильону. Но такие новшества музею вполне к лицу и по вкусу его любителям, что подтверждает число людей, пришедших на открытие выставки, – около 500, а это сегодня редкость даже для выставочного пространства такого уровня. В экспозиции, открытой до 1 марта, представлено около 80 произведений художника, созданных за последнее десятилетие: живопись, графика и бронзовая скульптура. Но Доржиев вышел за пределы выставочных залов: перед зданием галереи установлены ледяные скульптуры, в фойе – шестиметровая "Аэроконструкция", созданная по мотивам работ художника. Горловое пение Альберта Кувезина, основателя всемирно известной группы "Ят-Ха", и дефиле в костюмах и головных уборах, исполненных по эскизам Доржиева и отсылающих к бурятскому народному эпосу, окончательно погружают в атмосферу жизни кочевников. Доржиев – один из самых успешных современных молодых художников. Азия, кочевники, древние верования – все это, с одной стороны, чуждо и непонятно, но именно экзотика, видимо, и манит пресыщенных любителей искусства. Правда, истинным ценителям прекрасного Доржиев уже, возможно, знаком по фильмам "Монгол" Сергея Бодрова и "Небесные жены луговых мари" Алексея Федорченко, в которых он занимался созданием костюмов. Его главная тема – Великая Степь. На удивление слабо раскрытая в истории русской и мировой живописи, для Доржиева она стала настоящим карт-бланшем. Один из самых знаменитых буддистов Америки, президент Тибет-хауса, проводивший в США персональную выставку Доржиева, Роберт Тенцзин Турман, отец знаменитой актрисы Умы Турман, говорил о Зорикто: "Он демонстрирует нам своих монголов таинственными и первозданными, совершенно земное в них соединено с небесным божественным простором". Сам мастер на вопрос, насколько тесно он связан с героями своих произведений – степными кочевниками, отвечает: "Все мое путешествие проходит внутри меня, именно так я ассоциирую себя со степной, кочевничьей жизнью". Говоря же об открытой выставке, Доржиев отметил, что его вернисажи проходили во многих странах, но только здесь, в Москве, ему удалось создать "волшебство".