Единственное, чему я более-менее доверяю – это тому, что происходит лично со мной, с моими внутренними временами. И на это я настроен – это я, во всяком случае, понимаю и готов отвечать за это: если ты не врешь специально, значит, ты говоришь правду. А раз ты говоришь правду, значит, эта правда кому-то интересна, кроме тебя самого. Про зрителя как бывает: "Фильм посмотрели за 4 уикенда 24 миллиона", - я не могу себе 10 тысяч народа представить. Ну еще на стадионе могу, а представить себе миллион народа, который стоит и внимательно смотрит, не могу. Поэтому я стараюсь зрителя уважать и хорошо к нему относиться, потому что я сам зритель и хочу думать, что так, как я смотрю картину, еще кто-то смотрит картину. Поэтому, может быть, еще какому-то количеству людей будет интересно то, что интересно мне. Поэтому, как ни странно, когда я думаю о зрительском успехе, я все чаще и чаще (это еще мне на "Ста днях после детства" приходило в голову!) вспоминаю Лермонтовскую строчку: "Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть". Такие у меня "миллионы". - Сергей Бугаев ("Африка", исполнитель роли Бананана, искусствовед - прим. Дней.Ру) сказал, что ваши фильмы – как поэзия, и любить их – все равно что найти своего собственного поэта. Вы сами могли бы сравнить ваши творения с поэзией? - Наверное, Сережа прав. Не потому что я к себе как-то хорошо отношусь, "ой, я такой поэтичный". Постольку, поскольку сущностью любой поэзии, несмотря ни на что, мне кажется, является рассказ о себе. Этот подход мне близок – я, в общем, не очень доверяю каким-то "объективным правдам". Я просто очень мало знаю "объективных правд". На самые ясные темы начинают говорить, и вдруг свидетельство одного человека разворачивает к тебе событие какой-то стороной совершенно неожиданной, отчего тебе само собой становится понятно. Этот тип рассказа, правды, мне более понятен. Поэтому, наверное, это правильно. Во всяком случае, когда я делал последний вариант "Анны Карениной", - она шла три часа десять минут сначала, потом я стал ее сокращать в силу того, что мне казалось, что нельзя все время говорить то, что уже понятно. Это, в общем, тоже свойство поэзии. Потому что проза описывает события, течение истории во множестве ее связей, во множестве подробностей. В случае с "Анной Карениной" такое множество связей и подробностей требует пяти-шести-семи часов. Это тогда будет правильно и естественно. Я постарался вычленить "летучесть сюжета". А там есть этот "полет", этот "полет движения рока", неумолимого движения к смерти. Там была допущена какая-то изначальная ложь (какая - неизвестно), которая оплачивается очень дорого. Отсюда у меня и "клиповый монтаж" возник – может быть, это все, конечно, и раздражает. Но я думаю, что в комбинации "2-Асса-2" и "Анны", может быть, поймут меня, что я хотел сказать. А хотел я поэтического пересказа "Анны Карениной". - Сейчас кризис, все в унынии, - вам не кажется, что даже те, кому что-то удается, словно бы испытывают угрызения совести, чувство вины за этот "пир во время чумы"? - Во-первых, "пир во время чумы" - мы решили, что это ругательство, а на самом деле это форма сопротивления чуме. И если почитать Пушкинский "Пир во время чумы", то, кстати, там можно увидеть этот поединок жизни и смерти. Все равно нормальный человек всегда на стороне пира, а не чумы. А второе значительно страшнее: недавно у нас была ситуация прямо противоположная, "чума во время пира". Вот это значительно хуже и значительно сложнее. Нам казалось, что все "устаканилось", что мы деньги собираем – справа, слева, еще второй "бентли" все купим и на нем поедем куда-то. И при этом при всем меня потрясала и потрясает немыслимая безвкусица формы нашей жизни, какая-то тотальная – все построено на каком-то китче: все презентации, глянцевые журналы, люди, которые к карденовским платьям прижимают бокалы драгоценного шампанского. Это что-то немыслимое! Безвкусица и дурость просто ошеломляют! Вот это была чума во время пира. Я рад, что она кончилась. А если не кончилась, то хоть немножечко подсократит обороты. А лучше бы не было чумы.