- Прежде вам были интересны этнические мотивы?
- Всегда интересны этнические мотивы. Любому режиссеру предложите, и он никогда не откажется. Следующая моя картина будет также посвящена этой теме, но будет более масштабной. Я только чуть-чуть прислонился к этой теме. Хотел бы снять очень драматическую, очень серьезную картину.
- В чем, как вам кажется, особенность менталитета этих народностей – хантов, угров – в сравнении с менталитетом русского человека?
- Ее почти нет. Дело в том, что человек уже забыл, когда он был таким. Эта народность, эти люди, они как дети. Русские подзабыли об этом, они выросли, стали взрослыми, которым кажется, что они что-то понимают и во всем разбираются. А это – возвращение в детство: есть такое ощущение того, что было изначально.
Экзотика
Съемки были натурными, весь процесс велся в Сибири, в настоящей северной зиме. "Мы снимали 30 дней, и 17 из них стоял настоящий 40-градусный мороз", - рассказал продюсер Олег Урушев. "Мне никогда не приходилось сниматься при сорока градусах мороза, - сообщила Дарья Мороз. Иногда мне казалось, что мои пальцы превращаются в каменные изваяния. Однажды у нас оператор даже примерз к камере, пришлось его потом лечить". Дни.Ру попросили Дарью разъяснить, почему, на ее взгляд, этника так привлекает не только русских режиссеров, но и зарубежных:
- Наверное, это интересно людям. Я думаю, это просто попытки изучения какой-то культуры, истории каких-то людей необычных.
- Значит ли то, что за рубежом начали снимать про малые народности в России, что русских стали воспринимать как нечто отдельное?
- Не знаю, что это значит, если честно. Но про хантов все-таки не европейцы сняли кино, а русские. За рубежом интересуются, мне кажется, не только этой темой, а вообще интересуются культурой России и разными ее проявлениями в принципе. Поэтому, как одно из проявлений этой культуры, мне кажется, почему бы не интересоваться. Здесь будет зависеть от того, какой получится картина: чем лучше она получится, тем больше ею будут интересоваться. Мне так кажется, это вообще с любым фильмом так. При этом всегда экзотика привлекает. Для обычного российского человека – для 90% - это экзотика, потому что это определенные костюмы, определенная культура, это определенные лица. Если про казахов будем снимать – это другая экзотика. Про какие-то народы очень самобытные – всегда будет экзотика, потому что для основной массы населения это необычно.
- Скажите, есть ли у вас амбиции режиссерские или продюсерские, чтобы делать фильмы, как ваш отец?
- Посмотрим, время покажет.
- Фильм, где вы сыграли главную роль, "Живи и помни", был номинирован на различные кинопремии - "Белый слон", "Золотой орел". На "Духе огня" также представлено множество кинокартин, на судьбу которых может или не может повлиять фестиваль. Играет ли участие в таких мероприятиях какую-то роль в судьбе фильма?
- Участие картины в любых фестивалях и номинациях, конечно, важно для судьбы картины. Имеет ли значение артист для престижа этой премии – думаю, что на разных фестивалях и разных премиях по-разному. Если это какой-то камерный фестиваль и камерная премия, то приезд какой-то "звезды" - российской или мировой - имеет большое значение. На каких-то крупных премиях всегда очень много артистов, поэтому артисты там как-то просто присутствуют, а премия премией.
- Среди артистов вашего поколения или более старшего можете ли вы назвать тех, кого считаете кумирами?
- Я не буду называть, потому что есть много достойных людей. Такое количество людей изумительных. Кумиров достаточно много, поэтому даже начинать перечислять не стану.