Ультиматум Белому дому прозвучал в эфире местной радиостанции "Импульс". "Посол Шапиро, как и любой другой посол в Праге, должен был бы найти действительно важный предлог для того, чтобы президент Чешской Республики принял его официально, встретился с ним с глазу на глаз", – заявил директор внешнеполитического департамента администрации президента Чехии Гинек Кмоничек.
Он отметил, что пока "такого повода не существует". Правда, добавил Кмоничек, если бы "завтра президент Обама принял посла Гандаловича, то потом и президент (Земан) встретился бы с послом Шапиро", передает ТАСС.
Трения с США из-за планируемого визита президента Чехии на Парад Победы в Москве возникли в начале апреля. Шапиро публично подверг критике намерения чешского лидера принять приглашение президента России Владимира Путина, что вызвало жесткую отповедь со стороны самого Земана.
"Я не могу себе представить, чтобы чешский посол в Вашингтоне советовал американскому президенту, куда ему надо ехать. И не позволю вмешиваться с советами о моих зарубежных поездках никаким послам", – заявил тогда президент Чехии. "Боюсь, что после такого заявления для посла Шапиро двери в Пражский Град закрыты", – добавил он.
Шапиро в конце концов извинился, и на этом инцидент можно было бы считать исчерпанным, однако затем в его защиту выступил премьер Чехии Богуслав Соботка. Он осудил резкий стиль высказывания Земана о после США и его отказ общаться с дипломатом. После этого из администрации президента Чехии последовали смягчающие разъяснения о том, что речь идет об отмене только одной встречи, и никто не собирался закрывать двери перед Шапиро навсегда. Однако выставленные условия Обаме заставляют думать, что точку в этой истории ставить пока рано.
Ранее сообщалось, что президент Чехии приедет в Москву на Парад Победы. "Я туда еду в знак благодарности за то, что в этой стране мы не должны говорить по-немецки, не должны говорить "Хайль Гитлер". Без Советского Союза победить Гитлера было невозможно. Цена за это – 20 миллионов погибших (советских граждан)", – сказал тогда политик.