Российские автопроизводители решили серьезно заняться своими дилерскими сетями и заставить автовладельцев покупать запчасти заводов у дилеров, а не у "автопиратов". На прошлой неделе о таких планах объявил "АвтоВАЗ", а на этой – "Северсталь-Авто", владеющая заводами УАЗ и ЗМЗ. Правда, эксперты рынка не уверены, что этим автопроизводителям удастся победить пиратов: не секрет, что большинство запчастей владельцы "жигуленков" и "уазиков" приобретают на стихийных авторынках.
В пятницу руководители "АвтоВАЗа" объявили, что решили изменить практику торговли запчастей. Сейчас ими торгует эксклюзивный дистрибьютор ВАЗа – компания СОЛО из группы СОК. СОЛО продает комплектующие не только дилерам, но и сторонним продавцам. Теперь эту практику изменят. Завод будет продавать запчасти собственного производства только официальным дилерам, а "запчасти, влияющие на безопасность эксплуатации автомобиля, вообще перестанут пускать в свободную продажу", пишут "Ведомости".
На УАЗе и Заволжском моторном заводе (ЗМЗ) пошли дальше. УАЗ и ЗМЗ намерены провести аттестации товаропроводящей сети, в ходе которой предприятия будут аттестовывать не только своих дистрибьюторов, но субдилеров – конечных продавцов запасных частей, на соответствие выдвигаемым требованиям. Также для дистрибьюторов УАЗа с 1 сентября ввели новые правила продаж запасных частей. Теперь партнеры автозавода будут получать скидки в размере от 6% до 15% в зависимости от объемов закупки. На УАЗе каждый продавец наряду с желаемым перечнем запчастей будет получать детали из перечня обязательной номенклатуры, среди которых первичный вал коробки передач, кольца синхронизатора, детали шкворневого узла и т.д. По данным службы безопасности УАЗа эти детали подделываются наиболее часто. УАЗ будет требовать от своих дилеров выкупать 10% этих деталей. Это, по мнению руководства завода, позволит насытить рынок качественными запчастями и таким образом снизить долю контрафакта на рынке. Кроме того, в качестве одной из мер по борьбе с контрафактом УАЗ вводит оригинальную упаковка для почти 100 деталей, продаваемых через свою дистрибьюторскую сеть. А с 1 октября УАЗ начнет компенсацию дистрибьюторам железнодорожных расходов на доставку запасных частей.
Правда, по мнению экспертов, эти реформы не изменят существующую практику, когда большая доля рынка приходится на контрафактную продукцию. А нововведения вовсе не помогут победить пиратов. Во-первых, постоянное повышение стоимости российских авто ведет к повышению стоимости запчастей, а чем выше цена детали – тем выгоднее ее подделывать. Во-вторых, как сказал Юрий Михайлов из "Инком-авто" (дилер Уз-Дэу, Киа и Рено), большинство Жигулей и уж тем более уазиков ремонтируются не в автосервисах, а в "гаражах", поэтому большинство автолюбителей даже не заменят этих нововведений и по старинке за запчастями будут ездить на авторынки, а не в магазины. Интересно, что и сами дилеры УАЗ не очень верят в эти реформы. Инженер по гарантии "Автовектор-М" (официальный дистрибьютор УАЗ) Вадим Иванов хоть и считает эти нововведения "нужными и правильными", но "рынок всегда останется рынком". Владельцы самой популярной модели – УАЗ-469 – "это люди в возрасте, которых большие и красивые магазины скорее отпугивают. Поэтому они по старинке все равно поедут на рынок, даже если там цена будет такая же, как и в магазине", - сказал Иванов. Он считает, что это нововведение может заинтересовать только молодежь с дорогим УАЗ-31602. У этой машины много электроники, поэтому владельцы часто заезжаю в сервис, а не "в гаражи", и работники им рекомендуют покупать запчасти в магазинах. С Вадимом Ивановым согласен и Александр Казаков, менеджер по продажам другого дистрибьютора УАЗ – ООО "АВТОМиК": "У нас народ не предсказуемый. Может что-то и изменится, но пока главное для многих автовладельцев – цена, а не качество. Важно, чтобы деталь стоила как можно меньше". Поэтому нужно время, чтобы выяснить справилась ли с задачей проводимая УАЗом реформа.