"GM-АвтоВАЗ" получил право беспошлинно ввозить комплектующие для сборки автомобилей. Не исключено, что уже в следующем году правительство вообще отменит таможенный сбор на ввоз в Россию запчастей. Естественно, это ударит по конкурентноспособности истинно российских автомобилей, которые по своей цене приближаются к стоимости "российских иномарок", но существенно проигрывают им в качестве. Таким образом, можно говорить о начале нового этапа в развитии отечественного автопрома, который в скором будущем перейдет на "отверточную сборку".
Как пишут "Ведомости", премьер Михаил Фрадков 12 декабря подписал распоряжение предоставить "GM-АвтоВАЗу" лицензию на учреждение свободного таможенного склада сроком на семь лет. В первый год действия льготы квота на производство автомобилей для предприятия составит 99 000 машин. Как пояснила изданию представитель "GM-АвтоВАЗа" Ирина Шемякина, льготы на ввоз комплектующих начнут действовать после получения лицензии на создание таможенного склада. По мнению замначальника отдела таможенных режимов Приволжского таможенного управления Андрей Яцкова, с момента подписания распоряжения до выдачи лицензии может пройти около полугода.
Правда, "Ведомости", со ссылкой на своего источника на "GM-АвтоВАЗе" пишут, что получение льготы на ввоз комплектующих не повлияет на цену автомобилей. Сейчас Chevrolet Niva в стандартной комплектации стоит 285 000 рублей, Chevrolet Viva, продажи которой начнутся в январе, в стандартной комплектации будет стоить 333 333 рубля. Сэкономленные средства пойдут на развитие предприятия и на расширение производственных площадей. В этом году СП выпустит 55 150 автомобилей Chevrolet Niva и Chevrolet Viva (456 шт.). Предполагается, что в 2005 году производство вырастет до 75 000 автомобилей, в том числе 7500 Chevrolet Viva. Впрочем, Шемякина не исключила, что объем производства Chevrolet Viva может быть увеличен "в зависимости от спроса". По оценке аналитика компании "УралСиб" Вячеслава Смольянинова, льгота на ввоз комплектующих поможет "GM-АвтоВАЗу" сэкономить около $45 миллионов при производстве 75 000 машин в год.
Аналогичной льготой в России пользуется Ford. Также беспошлинно ввозить комплектующие может "Автотор" (собирает KIA, BMW и Hummer) – компания находится в Калининграде, который является свободной экономической зоной.
Не исключено, что уже в следующем году правительство вообще отменит таможенные пошлины на ввоз запчастей. Как сказала Дням.Ру аналитик ИК "Проспект" Ирина Ложкина, разговоры об этом идут давно и предоставление таких льгот "GM-АвтоВАЗу" лишнее подтверждение тому, что правительство уступит иностранным автокомпаниям, которые производят автомобили в России, либо собираются это делать. Пресс-секретарь "Северсталь-Авто" (планирует собирать в России корейские внедорожники Ssang Yong Rexton) Зоя Каика подтвердила корреспонденту Дней.Ру, что ее компания ждет от правительства решения об отмене пошлин на ввоз комплектующих. "Если же этого не случится, то мы также как и "GM-АвтоВАЗ", в будущем, как построим свой завод (ориентировочно – конец 2005 года) будем просить правительство о предоставлении нам таможенных льгот", - заверила она.
Ssang Yong будет уже шестой иномаркой, собираемой в России. Никто не сомневается, что если правительство примет решение о снижении или полной отмене пошлин на импортные комплектующие для автомобилей, то новые заводы зарубежных автогигантов будут появляться в России как грибы после дождя. О возможном строительстве заводов в нашей стране уже подумывают Toyota, Nissan и DaimlerChrysler. А по информации "Газеты", в понедельник во время визита Владимира Путина в Гамбург будет подписано соглашение о выделении участка в подмосковном Ступине для строительства завода компании Volksvagen. Как пишет издание, при положительном исходе переговоров, VW уже в 2006 году может начать производство своих авто в России.
До 80% от стоимости автомобиля приходится на комплектующие. А, так как, российские машины и "российские иномарки" стоят практически одинаково, но по качеству вторые ни в какое сравнение не идут с нашими, то эпоха строительства "исконно русских машин" может закончиться – наш автопром перейдет просто на "отверточное" производство иномарок.
Несмотря на это с января 2005 года, как пишет "Газеты", все новые автомобили российского производства подорожают в среднем на 10-20%. Причиной этого, подорожания станет введение в России с 1 января 2005 года более жестких экологических норм "Евро-2", что повлечет за собой необходимость модернизации практически всех выпускаемых в нашей стране двигателей для легковых автомобилей.