Московский кинофестиваль в этом году представил отдельную программу "Сороковые, роковые… К 70-летию Великой победы", но самый важный военный фильм ММКФ попал в основной конкурс. "Милый Ханс, дорогой Петр" Александра Миндадзе – "фильм на немецком языке с русской душой", рассказывающий о парадоксальной дружбе советского инженера Петра и его немецкого коллеги Ханса, работающих на стекловаренном заводе. Правда, определение военная – едва ли не последнее, которое приходит в голову, когда речь заходит о новой работе Миндадзе. Ни подвигов, ни героических сцен, ни варварств фашистов в "Милом Хансе" нет и в помине. Она – о людях, немецких инженерах, приехавших в СССР по обмену весной 41-го, чтобы создать уникальное оптическое стекло. Попытки работников завода тщетны, хотя линза буквально становится делом жизни каждого из них. Кульминацией картины становится взрыв на предприятии, который провоцирует главный герой Ханс. Погибает несколько русских, начинается расследование, и жизнь немца висит на волоске, потому что у него есть свидетель – напарник Петр, который в любой момент может сдать его спецслужбам, но одновременно и сам погибнет за бездействие или соучастие. Ненависть и подозрительность героев неожиданно перерастают в дружбу, которая а мы узнаем и о других последствиях взрыва – высокая температура решает исход эксперимента, и на свет появляется уникальное стекло. Впрочем, это лишь предвестник грядущей катастрофы с теми же виновниками: Ханс вступит в ряды немецкой армии, а новое стекло используют в производстве стрелкового оружия, которое решит исход многих сражений Великой Отечественной. Картина Миндадзе – пожалуй, самый громкий гимн гуманизму из последних творений кинематографа. Режиссер бежит от шаблонов и сближает людей, которые должны были стать непримиримыми врагами, он протестует против войны, его герои дружат, не зная, что совсем скоро политики обрекут их на вражду. При этом сыгран фильм на немецком языке, хотя первоначальный сценарий был написан на русском. Да и сама картина вполне в немецком духе – скрупулезная, сдержанная и одновременно держащая в эмоциональном напряжении от начала до самых титров. Непривычная для военного кино идея и подача едва не поставили на фильме крест: в 2013 году Министерство культуры отказалось его финансировать, помогло лишь возмущение журналистов и кинематографистов. Воспримет ли российский зритель такой взгляд Миндадзе – вопрос отдельный, который очень волнует продюсеров, переживающих за отечественный прокат, не слишком дружелюбный к сложносочиненному авторскому кино. Поэтому на вопрос, выйдет ли картина в России, ее создатели пока молчат, а вот иностранные зрители увидят фильм "Милый Ханс, дорогой Петр", уже в ближайшее время.