Премьера "Хованщины", которая из-за своей особой сложности гораздо реже идет на мировых сценах, чем другая важнейшая опера Мусоргского "Борис Годунов", является кульминацией своего рода парада русской музыки, проходящего в этом сезоне на сценах европейской музыкальной столицы. В сентябре в Театр-ан-дер-Вин была поставлена "Чародейка" Чайковского, затем в Камерной опере прошел "Евгений Онегин". Русским репертуаром были отмечены не только гастроли в Вене Большого симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, но и выступление Чикагского симфонического оркестра во главе с легендарным Рикардо Мути.
"Для меня огромная радость представить эту оперу – очень сложную во всех смыслах слова. Это была огромная работа для всего театра", – сказал на праздновании премьеры генеральный директор Венской оперы Доминик Мейер. "Мы с Семеном Бычковым хотели привлечь русского режиссера, потому что эта опера настолько русская, что только русские могут ее по-настоящему понять – это мое мнение, может быть, я и ошибаюсь", – добавил он.
Однако Додин и Боровский намеренно отошли от специфически русской образности в этой трагедии борьбы за власть, церковного раскола и стрелецкого бунта, которую Мусоргский, сам написавший либретто оперы, поместил в Москву 1682 года. "Я думаю, что "Хованщина" типична для России и ее истории, но важно не забывать, что все типичное и трагическое в русской истории почти всегда является концентратом того, что происходит в европейской и вообще мировой истории. Поэтому для меня "Хованщина" сегодня, перед лицом того, что мы переживаем, является абсолютно современной, универсальной и глобальной историей," – сказал Додин в интервью журналу Венской оперы.
Сцена от начала и до конца спектакля решена как многоуровневое пожарище с крестами из обгоревших балок. При этом певцы и хор в условных костюмах черно-белой гаммы не выходят из-за кулис, а движутся из-под сцены вверх и обратно на двух сложных лифтовых конструкциях, что одновременно избавляет постановку от шума и суеты входа и ухода более сотни исполнителей и создает образ вертикали, то есть отношений героев не только друг с другом в различных графически четких композициях, но и с небом и вечностью.
Одной из кульминаций спектакля стал терцет противостояния трех лидеров – начальника стрельцов "консерватора" Ивана Хованского (знаменитый итальянский бас Ферруччо Фурланетто), "западника" Голицына (австрийский тенор Герберт Липперт) и расколоучителя Досифея (эстонский бас Айн Ангер) – во втором акте. Как сказал в интервью РИА Новости дирижер Бычков, "их трагедия в том, что каждый из них видит Россию иной, чем она есть. Хотел бы ее взять туда, куда, может быть, она не хочет идти. А если и хочет, то не вся Россия, а часть России. Ведь в этом историческая ситуация России с самого начала и, может быть, навсегда и останется".
Другая кульминация – это молитва о России Шакловитого (польский баритон Анджей Доббер), который в буквальном смысле возносится на лифте под потолок сцены при пении своей знаменитой арии. Однако, спев ее, одевает черный шлем убийцы.
Публика горячо приветствовала артистов, устроив им настоящую овацию, хотя, судя по реакции зала, подчеркнуто авторское прочтение оперы Додиным было принято не всеми. Следующие спектакли "Хованщины" пройдут в Венской опере 18, 21, 24, 27 и 30 ноября. Представление 21 ноября будет транслироваться в рамках программы платных интернет-трансляций театра в высоком качестве и будет доступно российской аудитории 22 ноября.