Между попытками принудить "воронов" к присяге на верность Гэндзи нарывается на войну: пустив в ход в качестве привычного аргумента кулаки, он случайно нарушает пакт о перемирии с конкурирующей школой "Хосэн", пристанищем малолетних скинхэдов, чьего главаря бывший предводитель "Судзурана" два года назад легким взмахом ножа отправил на тот свет. Где-то мы это уже видели: девочки и мальчики в школьной форме мочили девочек и мальчиков в школьной форме в "Королевской битве". Что-то новенькое: за 131 минуту "Воронов: начало" и за 133 минуты "Воронов: продолжение" ни один учитель в кадре не появляется. Фильмы из этой серии: "Вороны: начало" (2007), "Королевская битва 1-2" (2000-2001), "Крутой учитель Онидзука" (1998), "Гокусэн 1-3" (2002-2009) В продолжении "Воронов" зрителю на примере мальчиков, разбивающихся в кровь, показываются прописные истины: жизнь - как драка со всеми вытекающими. Кровоподтеки, ссадины, переломы, сердечные раны - это свидетельства воли к победе. Однако если она была достигнута, скажем, нечестно (велено драться на кулаках - значит, никаких ножей), или, например, без любви (злость не правит миром), то победителей... судят. Как говаривал еще Данила Багров: "Сила в правде: у кого правда, тот и сильней!". Общечеловеческие заповеди - это и есть уроки, которые преподают в "Судзуране". Главный предмет, по которому ученики здесь получают аттестацию, называется "наука выживания". Режиссер Такаши Миике второй фильм подряд сочиняет по манге "Вороны" японских "Генералов песчаных карьеров" в стиле, кроме шуток, "Илиады". Его "Вороны: начало" и "Вороны: продолжение" сняты как будто на зависть Квентину самому Тарантино: Миике-сенсэй с ним хотя и в приятельских отношениях, а все же дает американскому другу "прикурить". С виду все просто: толпа школьников в черном идет на толпу школьников в белом, у всех через пять минут майки сочатся алым, глаза превращаются в свиные щелки, подсвеченные набухающими лиловыми "сливами" фингалов, парни шипят, сопят, пыхтят, сочно вмазывают, с хрустом падают... Вроде бы типичный японский боевик или даже попроще - дорама с элементами экшен на излюбленную местную тему школьного бунтраства, но вот парадокс - это трэш-действо поставлено не иначе чем Гомером от кино. Японец слагает драки, как если бы упражнялся в эпическом рифмоплетстве каким-нибудь гекзаметром: "Вороны: продолжение" еще больше, чем "Вороны: начало", вышли не фильмом, а поэмой. Так это красиво.