Где-то мы это уже видели: в момент знакомства пионеры-герои разыгрывают сценку наоборот: там, где должен был оказаться Тимур и его команда, получаются ворующие яблоки Мишка Квакин с дружками-разбойниками. "Первый отряд" построен на эффекте дежавю наоборот - жанровые клише достраивают сюжет тогда, когда зритель догадывается их перевернуть. Что-то новенькое: иностранцев можно научить нарисовать и березу, и русскую деревню, и Красную площадь, и станцию метро "Маяковская", и ВДНХ - да так, что российскому зрителю не к чему будет придраться. Фильмы из этой серии: "Хеллбой" (2004), "Паприка" (2006), "Бесславные ублюдки" (2009), "Добро пожаловать в Зомбилэнд" (2009). Попытки российского кинематографа явить зрителю супергероя до сих пор были мертворожденными - будь то в анимации или в художественном кино. Илья Муромец с Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем и, с другой стороны, Антон Городецкий и Мак Сим, несмотря на то, что двое последних даже проникли в комиксы, в этой роли не состоялись. Друзья-одноклассники из Москвы Миша Шприц и Алеша Климов, выпустившись из Мюнхенской академии искусств, пожив в Европе (Климов) и Америке (Шприц) и поездив по миру, изобрели супергероиню из того, что лежало на поверхности, но отчего-то прежде никому не попадалось на глаза - советской мифологии для младшего школьного возраста. Будучи художниками, они точнее других попали и в форму воплощения идеи: ни одна другая анимация, кроме японской, не предполагает столь высокий градус сентиментальной героизации детей. Их пионерка Надя с катаной и брелком в виде плюшевого мишки только притворяется девочкой из 1942 года. Лишенное памяти полупрозрачное создание с глазами цвета высохшего льда и внешностью Малыша из мультфильма про Карлсона - универсальный проводник между прошлым и будущим, поколением рожденных в СССР и рожденных в России. Ее легко можно было бы представить в двухтысячных, равно как и век тому назад. Надя - метафора детства как войны, каждого отдельного ребенка как супергероя. По стечению обстоятельств аниме "Первый отряд" вышло практически одновременно с "Бесславными ублюдками" Квентина Тарантино: и то, и другое - альтернативное развитие событий Второй мировой войны. Но если автор "Криминального чтива" изволит шутить для себя, любимого, и двигать челюстью Брэда Питта, то Шприц с Климовым не моргнув глазом вершат высшую справедливость руками 14-летней девочки-медиума и ее погибших друзей. Были мертвые пионеры или не были, но "Первому отряду" - пусть и с драматургическими и сценарными огрехами - на примере отдельно взятого исторического отрезка довольно логичным образом удается раскрыть тему параллельного фронта Великой Отечественной. И продолжение этой истории - а авторы задумали четыре фильма - хочется увидеть.