Ювелирные украшения и драгоценные камни нередко становились героями литературных произведений. Не просто деталью и штрихом к портрету действующего лица для обозначения его социального статуса и эстетического вкуса, но полноправными персонажами романов, из-за которых разыгрывались страсти и от которых в немалой степени зависел исход дела. Причем – вот парадокс! – цена и эксклюзивность украшения могли быть совершенно незначительными, пример тому скромненький "гранатовый браслет". Однако, даже непритязательный браслетик сумел перевернуть судьбы героев купринской повести и до сих пор волнует умы читателей ничуть не меньше, чем какое-нибудь дорогостоящее "ожерелье королевы" сегмента de luxe, как оценили бы его сегодня поклонники Дюма. "Гранатовый браслет" "Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину". Грустный рассказ о великой силе любви, безответной и самоотверженной, возвышающей над миром даже такого затюканного всей русской писательской братией "маленького человека". Долгие годы герой рассказа - бедный чиновник со смешной фамилией - Желтков безнадежно влюблен в княгиню Веру Николаевну. Решившись открыть свои чувства, он посылает в день ее именин самое ценное, что у него есть – гранатовый браслет, принадлежавший когда-то его прабабке. Ключевая роль фамильного украшения в сюжете рассказа очевидна, а печальный итог этого действия известен нам со времен школьных уроков литературы.
"Три мушкетера или Подвески королевы" "…На ней была фетровая шляпа с голубыми перьями, бархатный лиф жемчужно-серого цвета с алмазными застежками и юбка из голубого атласа, вся расшитая серебром. На левом плече сверкали подвески, схваченные бантом того же цвета, что перья и юбка. Король затрепетал от радости, а кардинал — от гнева; однако они находились слишком далеко от королевы, чтобы сосчитать подвески: королева надела их, но сколько их было — десять или двенадцать?" Бессмертный роман Александра Дюма-старшего знает, наверное, каждый. Сюжет его закручен вокруг алмазных подвесок королевы Франции, которые подарил ей сам король. Но королева беспечно передаривает их своему любовнику герцогу Бэкингему, который вскоре отправляется с королевским подарком в Лондон. Об этом узнал коварный кардинал. Королеве во что бы ни стало надо вернуть подвески к грядущей балетной премьере. И тут ей на помощь приходят Д'Артаньян и его друзья-мушкетеры. Д'Артаньян мчится из Парижа в Лондон за подвесками, чтобы вернуть их, но оказывается, что двух подвесок не хватает - их украла Миледи, шпионка кардинала. К счастью, пикантная для королевы ситуация разрешается благополучно – ювелир в рекордно быстрые сроки изготавливает точные копии алмазных подвесок, а служба экспресс-доставки в лице Д'Артаньяна успевает вовремя привезти их из Англии ко французскому двору.
"Двенадцать стульев" "Бриллианты превратились в сплошные фасадные стекла и железобетонные перекрытия, прохладные гимнастические залы были сделаны из жемчуга. Алмазная диадема превратилась в театральный зал с вертящейся сценой, рубиновые подвески разрослись в целые люстры, золотые змеиные браслетки с изумрудами обернулись прекрасной библиотекой, а фермуар перевоплотился в детские ясли, планерную мастерскую, шахматный клуб и биллиардную". Бессмертное творение Ильфа и Петрова, которое хочется перечитывать снова и снова. На протяжении всего романа Остап Бендер и Киса Воробьянинов занимаются поиском сокровищ тещи Кисы. Покойная мадам Петухова спрятала драгоценности задолго до своей кончины в одном из 12 стульев изящного гарнитура, остерегаясь обыска. Она до последней своей минуты не признавалась зятю в этом, памятуя о том, что он уже промотал целое состояние. Киса пускается в погоню за бриллиантами, но доверяется молодому человеку по имени Остап Бендер, и тут начинается такое…!
"Малахитовая шкатулка" "Настасья достала шкатулку, показывает. У паротиной бабы и глаза забегали. Она, слышь-ко, в Сам-Петербурхе воспитывалась, в заграницах разных с молодым барином бывала, толк в этих нарядах имела. "Что же это, - думает, - такое? У самой царицы эдаких украшениев нет, а тут на-ко - в Полевой, у погорельцев!" Недетская сказочка П.П. Бажова – продолжение знаменитой "Хозяйки Медной горы" с концепцией современных сериалов. После смерти Данило-мастера его жена Настасья осталась одна с тремя детьми на руках и свадебным подарком от Хозяйки Медной горы - малахитовой шкатулкой, набитой драгоценностями. Маленькая дочь Настасьи – Танюшка – полюбила играть с мамиными цацками. Сама Настасья украшения эти не носила, от серег у нее уши болели, от ожерелий - шея мерзла, от колец - пальцы затекали. Зато Танюшке все впору, все по ней. И как будто тепло от украшений исходит, - признавалась она матери. Однако вокруг Настасьи день и ночь околачивались купцы, желая заполучить шкатулку с драгоценностями. Кто-то из них и поджег дом, в котором жила вдова. И вскоре она была вынуждена продать малахитовую шкатулку с ее сокровищами. На этом сказка только начинается! Во взрослом возрасте творение Бажова читается взахлеб, только не ждите традиционного "хэппи-энда" и "жили они долго и счастливо". Ведь, что в жизни, что в литературе, драгоценности - вовсе не залог счастья.