Инициативу Алексея Навального о распространении на Россию юрисдикции 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции раскритиковали эксперты и представители властных структур. Несмотря на то, что введение уголовной статьи за незаконное обогащение поддержали в интернете более 100 тысяч человек, специалисты в один голос предсказывают лишь негативные последствия от ее введения.
В экспертной группе правительства, собравшейся для обсуждения инициативы о введении новой статьи – о незаконном обогащении чиновников – в Уголовный кодекс, высказались против этого шага. Идею, выдвинутую блогером Алексеем Навальным и его Фондом борьбы с коррупцией*, раскритиковали в администрации президента, МВД, Минюсте и других ведомствах.
Замглавы управления администрации президента по противодействию коррупции Валентин Михайлов напомнил о действующей главе 30 Уголовного кодекса. По его словам, она "позволяет работать почти по всем коррупционным составам: получение взятки, незаконное участие в предпринимательской деятельности, злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств, превышение полномочий". В этом свете, считает он, предложение Навального – это избыточная норма.
То, что борьба с коррупцией успешно идет и без принятия инициативы Навального, подтверждают как эксперты, так и практика. Например, только Общероссийский народный фронт вывел на чистую воду не один десяток чиновников, предотвратил неоправданно дорогие госзакупки и не допустил излишних бюджетных трат, в частности, при организации новогодних корпоративов и закупке подарков. За полтора года работы проекта по борьбе с коррупцией ОНФ отменил 99 закупок на общую сумму более 44 миллиарда рублей. Самыми громкими результатами стали отставки глав регионов, заподозренных в коррупции.
Довольно блекло на фоне ОНФ смотрится Фонд борьбы с коррупцией, созданный Алексеем Навальным с понятной из названия целью. Однако при заявленной основной задаче – борьбе со взяточничеством – фонд по факту занимается исключительно политическими вопросами. То есть, стал некоей незарегистрированной партией, предоставляя свою площадку для пиара руководителей ФБК.
Что касается инициативы по 20-й статье Конвенции ООН, то все ее положения и так уже нашли отражение в российских законах. Объединение множества конкретных статей из 30-й главы действующего уголовного кодекса в одну непонятную статью "незаконное обогащение" никоим образом не будет способствовать работе правоохранительных органов.
Пока правительство взяло паузу в рассмотрении вопроса "20-й статьи".Министр по вопросам "открытого правительства" Михаил Абызов отметил, что при решении об отклонении или одобрении инициативы надо учитывать, что за нее проголосовали более 100 тысяч человек. "Все предложения членов рабочей группы прошу представить в течение семи дней в мой адрес. Они будут сведены и обобщены в виде проекта решения и публично предложены для следующего заседания членов рабочей группы", – сказал Абызов.