Елена Афанасьева считает, что происшествие в библиотеке стало настоящей трагедией для научной и культурной мысли. "Многие материалы пострадали безвозвратно, так как в других местах их просто невозможно будет найти", – заявила она, призвав не допустить ликвидации ИНИОН как учебного заведения. "Необходимо восстановить здание, сохранить институт и библиотеку, а также принять все меры по реставрации книг, которые повреждены, и восстановлению утраченных библиотечных фондов", – сказала сенатор.
Парламентарий уверена: для того чтобы избежать пропажи ценных экземпляров, необходимо установить контроль за их перемещением. Также она призвала проверить соответствующие органы, как идут работы по оцифровке библиотечных фондов ИНИОН РАН. "Мне кажется, было бы важно, чтобы Счетная палата и Генпрокуратура не ждали наших обращений, а уже сами проводили проверочные мероприятия: имели ли место растрата средств, предназначенных для этих целей, оцифровка фондов или все-таки это было недофинансирование", – пояснила Афанасьева, уточнив, что за семь лет из 15 миллионов единиц хранения было оцифровано лишь семь тысяч экземпляров. Соответствующее обращение она направила генпрокурору Юрию Чайке и главе Следственного комитета Александру Бастрыкину.
Как писали Дни.Ру, 30 января в библиотеке ИНИОН в Москве произошел крупный пожар. Его площадь составила две тысячи квадратных метров, огонь тушили 38 пожарных расчетов. По информации, распространенной в прессе, причиной происшествия стала проблема с электрооборудованием. Коллекция ИНИОН насчитывала более 4,2 миллиона единиц, шесть миллионов из них – книжные издания, в том числе редкие книги XVI века – начала XX века, собрания документов ООН, Лиги Наций, парламентские отчеты США с 1789 года и Великобритании с 1803 года, более 450 тысяч монографий и диссертаций. Реальные потери книжного фонда библиотеки ИНИОН оцениваются в 2,32 миллиона экземпляров, что составляет 15,7% фонда литературы.