Психологи научили шимпанзе играть в простейшую экономическую игру, которая продемонстрировала, что приматы умеют оценивать щедрость и справедливость своих сородичей. Ранее эти качества считались присущи только человеку.
"До нашего исследования никто не верил, что мы можем играть в "Ультиматум" (экономическую игру) с животными, так как приматы будут все время поступать самым эгоистичным образом. Мы выяснили, что шимпанзе не только обладают чувством справедливости, но и очень близки в этом отношении к аналогичному качеству человека", – заявил один из авторов исследования Франс де Вааль из Университета Эмори в Атланте (США).
"Ультиматум" – классический психологический тест, который используется для оценки развития чувства справедливости у детей. В этой игре участвует два человека, исполняющих две разных роли, передает РИА Новости. Экспериментаторы выдают первому из них небольшое количество еды или денег и спрашивают, какую часть из них он готов отдать партнеру. В случае если второй участник недоволен решением своего товарища, он вправе отказаться от дележки "подарка" и тогда оба игрока остаются ни с чем. Ученые проверили, смогут ли шимпанзе освоить эту игру и как они себя поведут при "честном" и "нечестном" делении подарков. В игре приняли участие обезьяны и дети в возрасте от двух до семи лет. В качестве призов ученые выдавали обезьянам кусочки еды или сок.
Вместо денег или еды ученые позволяли первому участнику выбрать одну из двух пластиковых игрушек, одна из которых соответствовала равному разделению подарков, а вторая – "нечестному". Обезьяна или ребенок должны были передать ее второму участнику, который либо обменивал ее на еду или наклейки у экспериментаторов, или отказывался от обмена.
К удивлению исследователей, обезьяны не хуже детей распознавали несправедливость и отказывались принимать "недостойный" дар. Животные выбирали "честную" дележку более чем в 50% случаев, что сопоставимо с результатами, которые показывают взрослые люди в этой игре. Таким образом, авторам статьи удалось показать, что шимпанзе умеют оценивать справедливость поступков окружающих их сородичей не хуже, чем это делает человек.