Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг рассказал о том, что Североатлантический альянс не имеет юрисдикции влиять на военный экспорт стран-участниц и не может диктовать им условия контрактов или отменять подписанные соглашения. Однако военный блок не забывает напоминать о своих интересах, которые, очевидно, ставит выше внутренних интересов своих членов.
Тема с поставками французских "Мистралей" в Россию стала одной из наиболее обсуждаемых. Интерес к ней проявляют как в России, так и в США и странах Евросоюза, поэтому неудивительно, что один из вопросов, который задали европейские журналисты генсеку, касался контракта на поставку вертолетоносцев.
"Военный экспорт – внутреннее дело каждой страны", – цитирует ТАСС Столтенберга. У Североатлантического альянса просто нет оформленных должным образом полномочий, чтобы диктовать разным странам свои условия. "НАТО такие вопросы не решает", – подчеркнул генсек.
Однако генеральный секретарь Североатлантического альянса допустил оговорку, которую можно принять за скрытую угрозу. "Хотелось бы верить, что все страны НАТО, в том числе и Франция, ясно понимают последствия своих действий", – сказал Столтенберг. Он не уточнил, какими будут последствия для Франции, если она действительно не решится нарушать условия подписанного с Россией контракта и выполнит по нему все свои обязательства.
Контракт на строительство двух вертолетоносцев типа "Мистраль" стоимостью два миллиарда евро был заключен в июне 2011 года между "Рособоронэкспортом" и французской компанией DCNS. Датой сдачи первого корабля должно было стать 1 ноября 2014 года. В случае неисполнения договоренности сумма неустоек и штрафов может достигнуть трех миллиардов евро. В связи с присоединением Крыма к России и ситуацией на востоке Украины США неоднократно призывали Францию отказаться от исполнения контракта.