Есть еще одна сторона этого вопроса, которая почему-то не часто берется в расчет – ответственность отца ребенка. Коль скоро в зачатии участвуют две стороны, то логично было бы предположить, что и ответственность за беременность обоюдна. Однако и в антиабортных кампаниях, и даже на форумах, посвященных этой теме, нередко звучит лейтмотив: только женщина ответственна за свое положение. Именно она должна заботиться о своем здоровье и предохранении. Именно на нее ложится вся тяжесть принятого решения и его последствия, пишет Kleo.ru.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Проблема этического отношения к аборту возникла не на прошлой неделе. Не одобряет прерывания беременности клятва Гиппократа, однако Аристотель считал аборт допустимым. Широко практиковался аборт в Древнем Риме. С момента возникновения христианства аборт стал отождествляться с убийством человека. При этом был определен срок, начиная с которого эмбрион обретает бессмертную душу. У ранних христиан существовали половые градации: 40-й день для мальчиков и 80-й для девочек, позже эти различия нивелировались. Во многих европейских странах наказанием за аборт была смертная казнь, которая позже была заменена на каторжные работы. В России смертная казнь как мера наказания за аборт была введена в 1649 году и отменена век спустя.
В XIX веке в европейской медицине произошел поворот в воззрениях на критические ситуации "или мать, или ребенок", и во главу угла было поставлено спасение жизни матери. В США тогда же возникло общенациональное движение против абортов, а американские врачи доказали, что плод одушевлен с момента зачатия, а не с момента ощущения матерью его движений. Аборты были запрещены, кроме тех самых случаев спасения жизни женщины. Такое же отношение к искусственному прерыванию беременности было и в дореволюционной России.
Россия стала первым государством в мире, легализовавшим "аборт по просьбе", это было в 1920 году. Однако немногим позже советские органы здравоохранения создали так называемые "абортные комиссии", которые выдавали разрешения на аборт. Не получившие такого согласия женщины были вынуждены делать операцию за деньги.
В 1936 году аборты в СССР были запрещены вовсе. В первый год запрета от искусственного прерывания беременности умерли 909 женщин (в два раза больше, чем раньше), а в 1940 году в десять раз больше – 4000. К легализации этой операции вернулись только в 1955 году. Много лет после этого СССР занимал одно из первых мест в мире по уровню абортов.
В 1987 году было разрешено прерывание беременности на сроке до 28 недель по социальным показаниям. В 1996 году предельный срок прерывания беременности был снижен до 22 недель, перечень социальных показаний намного расширен. На сегодня в России искусственное прерывание беременности без веских социальных или медицинских показаний допустимо до 12 недель – это тот срок, когда у эмбриона еще не сформировалась нервная система.
С конца 80-х количество прерванных беременностей в нашей стране с каждым годом сокращается. По данным, которые приводит Владимир Познер, в России в 2015-м году было сделано 848 тысяч абортов. Это в 4,7 раза меньше, чем в 1988 году. Причем только 10% таких операций проводились в частных клиниках. Остальные – в государственных медицинских учреждениях. Поэтому предложение вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования и вызвало такой резонанс. Кстати, ни администрация президента, ни Министерство здравоохранения эту инициативу не поддержали.
ЧЬЕ СЛОВО ПОСЛЕДНЕЕ?
В одном-единственном случае аргументов "против" не найдут самые ярые противники абортов: беременность после изнасилования. Учитывая то, как много травм и историй насилия выявил флешмоб в соцсетях #янебоюсьсказать, в России это не самый редкий случай. Однако на форумах иногда встречаются совершенно потрясающие заявления: дескать, можно сразу прийти в больницу и получить те самые таблетки "после". Наверное, они просто не в курсе, что это такое же прерывание беременности. А рассуждать на предмет того, через сколько часов женщина в такой стрессовой ситуации должна обратиться в больницу – некорректно.
Кроме этого, существует множество иных факторов, предусмотреть которые просто невозможно. Это касается возможных патологий, выявленных у плода, болезни матери во время беременности, плохой наследственности и других причин, по которым ставится под сомнение рождение здорового ребенка. Кто должен брать на себя ответственность за решение в подобном случае? Врач? Родители ребенка?
Наверное, большинству женщин, перед которыми однажды вставал этот вопрос, знакома фраза "решать тебе". Наверное, большинство женщин действительно решали это сами. Наверное, некоторым знакома ситуация, когда единственной помощью мужчины в этом вопросе были деньги на аборт. Может быть, у кого-то было и так, что и о деньгах речь не шла…
ВИКТОРИЯ КОЛЕСНИК, ДОКТОР АКУШЕР-ГИНЕКОЛОГ: Запрет или разрешение абортов – это не решение какого-то конкретного вопроса, скорее способ обратить внимание на целый комплекс проблем. За этим стоит и отсутствие необходимых знаний о собственном теле как у мужчин, так и у женщин, относительно высокая стоимость и недоступность многих контрацептивов, отсутствие социально-экономической поддержки со стороны государства беременной, а потом и матери с ребенком, к тому же, не стоит отбрасывать негативный настрой со стороны общества, в котором потом придется жить молодой матери.
Вот все эти вопросы и многие другие в результате приводят к тому, что женщина хочет сделать аборт, а врач выбирает: либо это будет стационар и квалифицированная помощь, либо она сама решит этот вопрос и тогда уже никто не несет ответственность за ее жизнь и здоровье, как , впрочем, никто и не готов нести ответственность за дальнейшую судьбу нежелательного ребенка, ни отец, ни мать, ни социальные и религиозные институты.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Главная проблема, с которой сталкивается женщина после аборта, – это все-таки не возможные негативные последствия для здоровья, а огромный стресс, который у многих остается, что бы ни говорили "бывалые", на всю жизнь. Если у женщины есть дети, она невольно размышляет о том, каким бы был ее неродившийся ребенок. Если нет – о том, что это расплата за содеянное.
Переживают после аборта и мужчины, особенно если женщина скрыла от них этот факт. Они воспринимают это как выражение недоверия и предательство партнерши, которая не захотела иметь от них ребенка и не поверила, что они этого тоже хотят.
КАК ЖИВУТ В СТРАНАХ, ГДЕ АБОРТЫ ЗАПРЕЩЕНЫ
Аборты полностью запрещены в ряде стран Латинской Америки (Чили, Уругвай, Доминикана, Сальвадор). В этих странах высокие показатели смертности при родах. При наличии средств женщины ездят "за абортом" в соседние страны. Когда денег мало – делают подпольные аборты. Запрет на аборты, кроме случаев спасения жизни женщины, пороков плода либо изнасилования, действует в большинстве арабских стран и некоторых государствах Юго-Восточной Азии, в Израиле, а из государств Европы – в Польше и Ирландии.
ЕЛЕНА РЫХАЛЬСКАЯ, ПСИХОТЕРАПЕВТ, КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК: С точки зрения психологии, любой запрет аккумулирует желание его нарушить. С исторической точки зрения, запрещение абортов всегда влекло за собой повышение смертности мам и деток, которые зачастую из-за социального осуждения выбрасывались либо убивались самими же матерями, осознанно либо в состоянии аффекта. И насколько здоровым будет ребенок женщины, которая осознаёт, что пила всю беременность?
Перечислять аргументы можно сколько угодно, но право женщины на выбор – это самое важное по отношению к правам женской идентичности. Запрет имеет не столько ценностное значение, сколько физическое: он повлечёт за собой массу смертей как матерей, делающих подпольные аборты, так и младенцев, от которых инфантильные матери будут пытаться избавиться любым путём. Ошибка инициаторов законопроекта в том, что с психологической точки зрения сначала нужно менять ценности, а только затем ставить ограничения в моделях поведения. По-другому не сработает.