Внештатные ситуации на борту учащаются в курортный сезон, что вполне объяснимо: все стараются расслабиться по полной программе в предвкушении долгожданных каникул. Раньше безопасность полетов обеспечивали воздушные маршалы, но эта система продемонстрировала свою несостоятельность. Огромные средства выделялись на полеты "небесных стражей", их подготовку и зарплатный фонд.
В США на содержание маршалов уходят сотни миллионов долларов, а на деле предотвращаются единичные незначительные случаи нарушения порядка. Сейчас таких секьюрити можно встретить в основном на курортных направлениях, где постоянно встречаются люди в состоянии алкогольного опьянения. В остальных случаях проблемы решают члены экипажа.
Штрафы за дебош незначительны, у нас они составляют всего пять тысяч рублей. Подобная сумма никого не напугает, а иногда, наоборот, позабавит
"Основной фактор, почему вопрос не удается решить эффективно – отсутствует продуманная система наказаний за противоправные деяния на борту самолета. Штрафы за устроенный дебош незначительны, у нас они составляют всего пять тысяч рублей. Подобная сумма никого не напугает, а иногда, наоборот, позабавит. А чтобы люди лишний раз серьезно задумались о последствиях собственных действий, ответственность необходимо ужесточать – вплоть до уголовной. Например, за порчу имущества и создание ситуации, когда приходится прибегать к вынужденной посадке, можно отделаться несерьезным денежным взысканием. Уголовная ответственность предусмотрена в случаях, когда пассажир угрожает экипажу или создает обстановку, реально опасную для полета", – рассказал в интервью Дням.Ру специалист по безопасности полетов и бывший командир воздушного судна Александр Романов.
Пассажиров в неадекватном состоянии видно сразу. Обычно еще до посадки начинается выяснение отношений. Бортпроводники сообщают командиру судна о конфликтной ситуации, дебошир выражает недовольство, все это видят и слышат остальные пассажиры, что негативно влияет на их настроение. При этом экипаж должен готовиться к вылету и быть сосредоточенным.
Нужно регламентировать действия полиции в аэропорту и дать стражам правопорядка возможность не допускать к трапу пассажиров в неадекватном состоянии
По мнению Александра Романова, необходимо наделить специальными полномочиями полицию и службы организации перевозок. "Нужно регламентировать действия полиции в аэропорту и дать стражам правопорядка возможность не допускать к трапу пассажиров в неадекватном состоянии. Также желательно поставить в салонах самолетов видеокамеры (сейчас ими оснащена незначительная часть лайнеров). Видео с них может быть стать доказательной базой в суде в случае возникновения внештатных ситуаций", - считает эксперт.
Также, по его мнению, необходимо на законодательном уровне дать возможность создавать черные списки с целью недопущения на борт лиц, грубо нарушавших общественных порядок на воздушном транспорте. Сейчас человеку нельзя на легальных основаниях отказать в покупке авиабилета.
В команде бортпроводников встречаются мужчины, которые либо служили в армии, либо имеют профессиональную подготовку
Так что пока экипажу приходится справляться самостоятельно. Как правило, в команде бортпроводников встречаются мужчины, которые либо служили в армии, либо имеют профессиональную подготовку. "Что касается помощи со стороны пассажиров, ее могут оказать лица, имеющие соответствующие навыки, связанные с профессиональной деятельностью. Неподготовленному человеку лучше не ввязываться в конфликт, чтобы не усугубить ситуацию", – отметил Романов.
Важно помнить, что самолет – это замкнутое пространство, в котором очень много железных элементов, опасных выступов. Одно неосторожное движение может привести к трагедии, за которую придется нести ответственность. Законы несовершенны: даже если из благих побуждений кто-то пытается успокоить дебошира и неумышленно наносит ему повреждения, возникнут большие проблемы. Доказать факт самообороны будет сложно.
В случае получения ущерба, связанного с противоправными действиями на борту, пострадавшим пассажирам стоит потребовать от авиакомпании возмещения морального и материального вреда. В стоимость авиабилетов включены специальный сбор за безопасность и страховка, поэтому все претензии нужно предъявлять непосредственно компании-перевозчику.