Министерство юстиции России подготовило новый проект положения "Об организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы". По предложению ведомства в качестве "основных методов воспитательного воздействия на осужденных" наравне с приказами и принуждением впервые в законодательство включены шутки и ирония.
"Основными методами воспитательного воздействия на осужденных являются: убеждение (объяснение, изложение, разъяснение, поучение, наставление, ирония, шутка, пример, внушение, взрыв (обострение внутреннего конфликта), метод организации поведения (требование, показ, инструктаж, поручение, приучение, упражнение), стимулирование (одобрение, поощрение, благодарность, организация перспективного развития и др.), метод торможения или принуждения (замечание, осуждение, порицание, предупреждение, наказание). Сущность методов воспитательного воздействия и особенности их применения определяются научными психолого-педагогическими рекомендациями", – говорится в документе.
В свою очередь в ведомственном институте Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) пояснили, что основное направление деятельности тюремщиков – антистрессовая работа. Именно для этого Минюст решил законодательно ввести юмор в колонии.
"На одном страхе и подчинении трудно строить отношения – у всех разная психика, и в таком состоянии человека тяжело постоянно держать. В использовании шуток и иронии ничего удивительного нет. Основная задача, которую ставит ФСИН перед психологами и сотрудниками, – это неформальная антистрессовая работа с заключенными", – цитируют "Известия" ведущего научного сотрудника НИИ ФСИН Владислава Гриба. – Большую часть антистрессовых методик типа медитации, массажа и других сложно использовать в местах принудительного содержания. Остаются только инструменты типа иронии и шутки".
Однако специалист полагает, что сформулировать новый проект постановления можно немного иначе. "Формулировка в проекте не совсем удачная, можно было более научно: "использование вербальных и антистрессовых методик (юмора, иронии и т.д.)". Нормальное состояние у тех, кто находится в местах лишения свободы, нельзя назвать радостным или оптимистичным. Задача, которая стоит перед психологами и сотрудниками, занимающимися воспитательной работой, – хоть как-то нормализовать состояние заключенных, в том числе и шутками. Такие вещи воспринимаются лучше, если они идут с эмоциональной разрядкой", – поясняет Гриб.
Свое мнение относительно предлагаемой инициативы высказал тюремный психолог, заведующий кафедрой пенитенциарной психологии Московского городского психолого-педагогического университета Михаил Дебольский. "В целом я могу сказать, что шутки вполне уместны. Должны быть ситуации, когда заключенные понимают, что они тоже люди. Этого традиционно можно добиться шутками. Обычно приказывают и требуют. Тут главное – не унижать человеческое достоинство, а сохранять. Шутка и ирония могут помочь понять какие-то вещи глубже. С другой стороны, это доступная форма посмотреть на себя со стороны", – объясняет эксперт.
По его словам, шутить следует, учитывая индивидуальные особенности психологического состояния человека. "Но тут речь идет о разговоре приватном, а не на глазах других осужденных. Шутить, конечно, надо не перед остальными заключенными", – заключает психолог.