"Раньше мы проводили маневры с участием 25-40 тысяч солдат только в западных странах – членах НАТО, и я могу представить себе, что в будущем мы организуем подобное мероприятие в Восточной Европе и странах Балтии", – цитирует газета Die Welt слова командующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Брюнсюме, генерала Ханса–Лотара Домрезе.
Альянс "создает силы быстрого реагирования численностью от пяти до семи тысяч человек, которые за два-пять дней смогут достичь района боевых действий", утверждает главнокомандующий. "Некоторые соединения СБР, которые мы также называем "Острие копья", смогут быть задействованы через два дня, остальные через три и пять дней. Так что это будет многоступенчатый процесс", – пояснил Домрезе.
НАТО наращивает присутствие в Восточной Европе и активно проводит учения с задействованием американской стратегической авиации. "Согласно основополагающему акту Россия – НАТО от 1997 года альянс взял на себя обязательство не размещать на территории восточноевропейских стран – членов дополнительные существенные боевые силы на постоянной основе, а также ядерное оружие и инфраструктуру для него. Сегодня же мы наблюдаем значительное наращивание на восточных рубежах боевой авиации союзников, повышенную военную активность стран альянса в Балтийском и Черном морях, проведение учений по сценариям, сфокусированным, по сути, на отражение агрессии с Востока, переброску в этих целях из США в Европу тяжелой боевой техники, задействование американской стратегической авиации", – отметил постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко.
Постпред напомнил, что альянс и его члены в этом году уже "организовали порядка 200 учений и объявляют о проведении новых каждые два дня". "Добавлю к этому многомиллионные вложения в модернизацию военной инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы, включая удлинение взлетно-посадочных полос, строительство дополнительных складов и осуществление других мероприятий, необходимых, по натовской терминологии, для размещения потенциала усиления", – цитирует Грушко ТАСС.
Российский дипломат отметил, что "в свое время Москва не дождалась ответа на детальные предложения по совместной выработке и фиксации конкретных критериев определения понятия "существенные боевые силы". "В этих условиях мы будем сами решать, насколько существенными являются меры по укреплению восточного фланга НАТО применительно к безопасности нашей страны, – подчеркнул он. – И уже без всяких сомнений создание в Польше и Румынии ракетных баз ПРО является фактором, существенно влияющим на военную безопасность".