партнеры
Понедельник 10 декабря
Лента новостей
Шоу-бизнес

Шоу-бизнес. Итоги года

None
прочитано 5578 раз

Уходящий год принес скромному по объемам русскому шоу-бизнесу несколько ярких успехов, пару откровений, пару эволюционных событий и три крупнейших скандала, подобных которым отечественная поп-культура еще не знала. Ежедневная электронная газета Дни.Ру и "Буржуазный журнал" предлагают своим читателям обзор основных поп-событий 2004 года.

Говоря о шоу-бизнесе, мы в первую очередь говорим о поп-музыке. Кино и телевидение традиционно отходят на второй план, но это вовсе не потому, что они менее интересны, чем поп-музыка. Просто на телевидении, не говоря уже о кино, цикл производства по времени и затратам значительно превышает цикл производства поп-сингла или даже поп-альбома. В силу этого обстоятельства рынок поп-музыки более динамичен, и на нем в течение одного и того же промежутка времени происходит намного больше событий, чем в мире телевидения или кино.

В мире большой русской попсы в этом году конкурировали два суперальбома: "Страна любви" Валерии и "Перелетная птица" Кристины Орбакайте. Парадоксальность этой конкуренции состояла не только в том, что оба альбома вышли еще в конце 2003 года, и даже не в том, что и тот, и другой были выпущены одной и той же компанией звукозаписи. Самое смешное в ситуации заключалось в том, что основным музыкальным продюсером обеих работ выступил один и тот же человек – Виктор Дробыш. Альбом Кристины Орбакайте в музыкальном отношении выглядел чуть интереснее альбома Валерии (сказалось большее разнообразие авторов, принимавших участие в работе), но в итоге схватку выиграла Валерия: в шоу-бизнесе важно не только качество музыкального материала, но и сопутствующий антураж.

У Валерии с антуражем в 2004 году дело обстояло лучше, чем у кого-либо другого в стране: романтическая, кажущаяся невероятной история ее возвращения, роман с продюсером Иосифом Пригожиным и счастливое замужество не могли оставить публику равнодушной – по итогам двух основных музыкальных премий Валерию признали певицей года. Кристине Орбакайте остается только кусать локти. 2004 год стал годом наивысшего подъема в ее музыкальной карьере, и у нее были все шансы на то, чтобы стать лучшей певицей страны. Все изменила чужая любовь... Русский человек жалостлив.

Но если альбомы Валерии и Кристины Орбакайте были выпущены все же в неподотчетном году, то певица, наступавшая им на пятки, выпустила свою ключевую работу именно в 2004-м. Речь идет, конечно, о Кате Лель. Исторически эту певицу из Нальчика высмеивали в телепрограмме КВН наряду с Леной Зосимовой. Между тем Катя Лель и в былые времена выпускала прекрасные работы (например, альбом "Елисейские поля"), но по каким-то причинам публика не воспринимала Катю серьезно. И, поняв, что молодость уходит, Катя пошла ва-банк и обратилась к самому модному русскому музыкальному продюсеру Максиму Фадееву.

Максим запросил дорого, но работу выполнил качественно: альбом "Мой мармеладный" мгновенно, за считанные недели вывел Катю Лель в верхнюю гонорарную категорию русских певиц, а очень успешные сольные концерты в зале "Россия" изменили ее персональный статус. Правда, Екатериной певица так и не стала – осталась Катей. Ее старые песни из программы "Елисейские поля" получили вторую жизнь, и на первый взгляд все хорошо, но не надо забывать, что Максим Фадеев имеет репутацию продюсера одного альбома. И что Катя Лель будет делать дальше, чтобы закрепить свои только что завоеванные позиции, – пока неясно.

В первый день весны 2004 года вышел альбом, который мог бы составить настоящую конкуренцию в самой динамичной и насыщенной нише отечественной поп-музыки – нише женских групп. Это был альбом "Любовные истории" одноименного коллектива, продюсируемого первооткрывателем Алсу Валерием Белоцерковским. Альбома "Любовных историй" знатоки ждали с того самого дня, когда Белоцерковский впервые представил прессе свой новый проект – четыре ангельской внешности девушки с ангельскими же голосами пели ангельскую песню "Школа".

Полтора года, прошедшие с того дня до дня выхода альбома, были потрачены Белоцерковским на первый взгляд не зря: пластинка получилась близкой к совершенству. Но за столь долгое время группу покинула одна из участниц, а другая решила завести ребенка. В результате (а также в силу отсутствия у Белоцерковского какого-либо серьезного медиаресурса) группа "Любовные истории" хоть и остается любима своей публикой, но даже и близко не приблизилась к тем статусным позициям, которые она могла бы занимать.

Но и без "Любовных историй" на поле русских женских поп-групп в 2004 году развернулись интереснейшие события. Украинское по происхождению, но русское по позиционированию трио "ВИА Гра", которое летом 2003 года одним-единственным выступлением на церемонии вручения премии Муз-ТВ буквально смело с пьедестала московскую группу "Блестящие", к удивлению всех без исключения наблюдателей, уступило пальму первенства абсолютно неожиданному конкуренту. На фоне постоянных смен состава (сначала ушла в декретный отпуск Анна Седокова, участница, сделавшая достаточно старую, пятилетнюю группу действительно суперпопулярной, потом уволили неудачную замену Седоковой Светлану Лободу, которую заменили интеллигентной Альбиной Джанабаевой) и странной промоутинговой политики компании-издателя "ВИА Гра" Sony Music (которая умудрилась вообще никак не отрекламировать ожидавшийся всей страной альбом "Биология") украинская группа незаметно отошла на второй план.

На первый же план вышел коллектив, который еще год назад ни один эксперт в здравом уме не мог бы назвать серьезным претендентом на первое место среди русских женских поп-групп. Речь идет о группе "Фабрика", созданной из выпускниц телешоу "Фабрика звезд-1". К группе "Фабрика" мало кто относился серьезно, несмотря даже на то, что музыкальным продюсером ее выступил сам Игорь Матвиенко. Их первый альбом был добротным – не более того. Но девушки из "Фабрики" совершили в 2004 году невероятный рывок вперед – их постоянная работа над собой не пропала втуне.

Первым симптомом нарождающегося успеха стала стилизованная под советские хиты шестидесятых песня "Лелик", а после выхода философской притчи "Рыбка" группа "Фабрика" стала однозначно оцениваться как самый успешный современный женский коллектив в России. Удастся "Фабрике" закрепиться в этом статусе или нет – покажет время.

Самую же знаменитую в мире русскую женскую поп-группу "Тату" в 2004 году продолжали преследовать неудачи, которые чуть было не привели (а может, и привели уже – кто знает?) к распаду этого пусть синтетического, но дорогого нам как память проекта. Поняв наконец, что от записи второго альбома никуда не уйти, продюсер "Тату" Иван Шаповалов придумал проект, который, как ему казалось, сможет в этом помочь.

Дело в том, что еще задолго до 2004 года Шаповалов разругался со всеми авторами того великого альбома "200 км/ч по встречной", который принес "Тату" мировую славу. Новые песни писать было некому, и для их обретения было придумано телевизионное реалити-шоу "Тату" в Поднебесной". В снятом пентхаузе гостиницы "Пекин" группа предполагала создать свою новую пластинку. Вместо этого Юля Волкова и Лена Катина под объективами телекамер вдрызг разругались с Шаповаловым, проводившим время за философскими размышлениями и беседами со случайными гостями. В результате участницы "Тату" вместе с названием группы остались под крылом компании Universal Music, которая смогла вернуть и авторов звездных хитов дуэта. Запись второго альбома вот-вот должна была начаться, но Юля Волкова вдруг решает родить ребенка – и продолжение судьбы группы "Тату" снова откладывается.

Сам же Иван Шаповалов остается в "Поднебесной" и начинает продюсировать несколько приславших свои песни региональных артистов. Одна из таких артисток, челябинская певица Наталья Шевлякова, выступает с хиджабом на лице и исполняет пронзительные песни на таджикском языке под ультрасовременный технологичный аккомпанемент. Шаповалов принимает смелое и оригинальное решение промоутировать Наталью под названием NATO и в образе наводящей ужас на весь современный мир девушки-шахидки. Первый концерт NATO планируется на 11 сентября – очередную годовщину терактов в США. Когда к проведению концерта все уже было готово, в России происходит серия терактов. Несмотря на изменившуюся медийную обстановку, Шаповалов не отказывается от своих планов и вызывает своим поведением шумный скандал.

В результате концерт отменяют, Иван вызывает к себе ненависть подавляющего большинства населения страны, проект NATO до публики не доходит, но зато в очередной раз подтверждается продюсерский гений Шаповалова. Поскольку о певице, которую никто никогда не слышал, теперь знает вся Россия.

Но скандал с новым проектом Ивана Шаповалова не идет ни в какое сравнение с тем, что произошло летом уходящего года, когда Филипп Киркоров на пресс-конференции в Ростове-на-Дону выгнал из зала журналистку местной "Газеты Дона" Ирину Ароян. Само по себе это происшествие вряд ли уникально – подобных стычек журналистов и артистов на пресс-конференциях происходит и всегда происходило предостаточное количество. В этот раз, однако, история получила огласку – сначала в бумажной прессе, которую поддержали интернет-СМИ, а потом и в эфире федеральных телеканалов, где была показана видеозапись знаменитого теперь уже диалога Киркорова и Ароян.

Челябинская радиостанция "Восточный экспресс" объявила Киркорову информационный бойкот, который немедленно поддержали все СМИ крупнейшего издательского дома "Провинция", куда входит и "Газета Дона". После этого к бойкоту стали подключаться уже фактически все СМИ страны, кроме наиболее крупных. Парадокс ситуации заключался в том, что именно во время информационного бойкота имя Филиппа Киркорова было самым упоминаемым в прессе, кажется, артист затмил собой даже президента Путина.

Интернет-газета Дни.Ру открыла проект "Миллион против Киркорова", целью которого было собрать миллион подписей под требованием лишить певца звания заслуженного артиста России. Теперь скандал вышел за рамки СМИ и стал поистине всенародным – сайт акции "Миллион против Киркорова" две недели держался в первой двадцатке сайтов русского Интернета, а всего на нем было собрано более 200 тысяч подписей. В скандал оказались втянуты и другие артисты, в результате чего страна с интересом наблюдала за развитием нескольких ссор, например между Ильей Резником и Киркоровым. Через три недели после своего начала скандал достиг пика, Филипп Киркоров отказался от звания заслуженного артиста и заявил об уходе со сцены. Вскоре ростовский суд признал Киркорова виновным в оскорблении Ирины Ароян и наказал его штрафом в размере 60 тысяч рублей.

После этого скандал сам собой быстренько затих, а Филипп Киркоров после трехмесячного тайм-аута потихоньку возвращается на телеэкраны, правда, уже совсем не в том статусе звезды номер один, какой у него был раньше.

Скандал с Киркоровым стал одним из главных событий уходящего года не только потому, что это было интересное и беспрецедентное для России развлечение, но и потому, что публика впервые смогла осознать свою силу влияния на поп-звезд. Фигура Филиппа Киркорова в последние 10 лет казалась незыблемой – и вот ее уже фактически нет. Видимо, теперь артисты будут вести себя с прессой осмотрительнее и уважительнее: вряд ли кому-то захочется судьбы Киркорова.

Однако лето подарило нам не только скандал с Киркоровым, но и еще одно, не менее важное для поп-культуры событие: выход на экраны страны первого настоящего российского фантастического блокбастера "Ночной дозор", снятого по роману писателя Сергея Лукьяненко. Продюсером картины выступил генеральный директор Первого канала Константин Эрнст, а режиссером стал Тимур Бекмамбетов, известный широкой публике по знаменитым рекламным роликам банка "Империал".

"Ночной дозор" стал не только первым в отечественном кино боевиком, насыщенным огромным количеством самых современных компьютерных спецэффектов, не только вернул на экраны темы, отличные от бандитских разборок и патриотических солдатских рассказов, но и явил стране невиданную по размахам рекламную кампанию, в результате чего уже в первую неделю после выхода картина стала самой посещаемой за всю историю нового российского кинематографа. "Ночным дозором" остались довольны все – его создатели заработали немалые деньги, публика получила хоть и малопонятное по сюжету, но зато динамичное и современное действие, разыгранное лучшими актерами страны. Западные продюсеры заинтересовались фильмом и строят планы создания его ремейка (традиционно в США не смотрят иностранное кино, предпочитая пересказывать его по-своему), а "Ночной дозор" выдвинут на соискание премии "Оскар".

Но больше всего "Ночной дозор" помог самому российскому кино: именно этот фильм вернул отечественным режиссерам и продюсерам веру в то, что и в России можно снимать фильмы, по масштабу сравнимые с голливудскими боевиками.

Саундтрек к "Ночному дозору" подарил стране самую модную группу года – нижегородский дуэт "Уматурман", исполнивший в финальных титрах картины песню со смешными словами. Этот хит, наряду со много ротировавшейся песней про девушку Прасковью из Подмосковья, быстро сделал из "Уматурман" очень популярное среди молодежи поп-явление. Вышедший чуть позже альбом дуэта буквально разлетелся – столь высок был интерес к творчеству этого коллектива. Однако сам альбом, паче чаяния, оказался не очень удачным и маловнятным.

В это же время без промоушена Первого канала и ротаций на радио в российских регионах началась истерия по совсем другому артисту – народному рэпперу Сереге. И если музыка группы "Уматурман" очень традиционна, то творчество Сереги оказалось уникальным сплавом афро-американского речитатива, русских народных подпевок, отточенных аранжировок и страшных бытовых текстов. Именно Серега (в миру Сергей Пархоменко) создал наконец то, что до него не удавалось еще никому (хотя попыток предпринималось достаточно), – он создал тот самый русский рэп, о необходимости которого так долго спорили музыкальные критики страны. И теперь, вне всякого сомнения, все русское рэп-движение повернется в сторону того пути, который в 2004 году указал Сергей Пархоменко.

Как и в предыдущие годы, российский шоу-бизнес играл в премии – большие и не очень. Если проигрыш Юли Савичевой с песней Максима Фадеева Believe Me на "Евровидении-2004" не стал большим сюрпризом для музыкальных экспертов, то фантастическая победа украинской Русланы стала шоком не только для специалистов и публики, но и для самой Украины, которая никогда даже и не рассчитывала на победу в этом всеевропейском конкурсе.

Вторая по счету церемония вручения премии Муз-ТВ так и не смогла превзойти по масштабу и размаху ту, что случилась годом раньше. Но несмотря на то, что мероприятие прошло сумбурно, а его прямая телетрансляция была фактически сорвана, несмотря на страшный бардак, царивший на самой премии, несмотря на то, что ни один из журналистов так и не смог попасть в зал "Олимпийского", где проходила церемония, результаты ее были вполне адекватны текущей ситуации в русском шоу-бизнесе. Именно после премии Муз-ТВ, которая транслировалась на Первом канале (что вообще-то странно – премия одного канала транслируется на другом канале), между ее организаторами - продюсерским центром АРС - и руководством Первого стали возникать трения, которые привели к снятию с эфира конкурса "Новая волна" в Юрмале.

После этого демарша Первого канала между ним и АРСом разразилась короткая, но бурная информационная война, в результате которой на поле русского шоу-бизнеса стали происходить тектонические изменения. Фестиваль "Песня года", принадлежащий АРСу, теперь заменен шоу "Новые песни о главном", а значит, тридцатипятилетняя традиция 1 и 2 января смотреть именно "Песню года" умерла.

На фоне отлучения АРСа от всенародного эфира Первого канала воспрял духом канал MTV, который наконец решился провести и свою премию – Russian Music Award. Первый блин вышел огромным комом – церемония премии даже в телетрансляции выглядела как французская кинокомедия, где все идет наперекосяк. Артисты, никогда не выступавшие под фонограмму, отказывались делать это на церемонии, которая не предусматривала живого пения, и в результате многие важные награждения попросту были вырезаны из эфира. Премия получила ужасную прессу, ее результаты напоминали бред сумасшедшего (например, Наталью Ветлицкую пытались назвать лучшей певицей года), и даже фантастическое совместное выступление Земфиры и музыкантов группы Queen в финале шоу не смогло исправить ситуацию.

После состоявшегося несколько месяцев назад очередного конкурса лицензий на FM-частотах продолжились изменения в московском радиоэфире. Основных событий здесь случилось два. Во-первых, открылось радио "Диско", основанное на сверхуспешном формате "Дискотека 80-х", изобретенном "Авторадио". Из небольшой программы "Дискотека" превратилась сначала в многочасовой эфир, потом в ежегодный фестиваль (который в этом году уже переехал из Дворца спорта "Лужники" в "Олимпийский"), а теперь и в целое круглосуточное радио, транслирующее хиты школьных дискотек, под которые росло нынешнее поколение тридцатипятилетних. Вторым важным событием на радиорынке стало закрытие радио "Ультра" – последней московской радиостанции, транслировавшей тяжелую и альтернативную музыку. Радио "Ультра" так и не смогло стать коммерчески успешным, и его продюсер Михаил Козырев принял решение о смене формата. Теперь на частоте "Ультры" вещает радио BestFM, основу плейлиста которого составляют золотые хиты семидесятых. Закрытие "Ультры" вызвало бурную реакцию поклонников радио – они даже устроили митинг с предъявлением ультиматума Михаилу Козыреву. Правда, дальше одного выступления дело не пошло.

И последним удивлением уходящего года в русском шоу-бизнесе стала пятая часть телешоу "Фабрика звезд-5", продюсером которой выступила Алла Пугачева, а музыкальными продюсерами Игорь Матвиенко и Максим Фадеев. Видимо, именно благодаря тому, что решение о принятии того или иного кандидата на шоу принималось коллегиально столь разными в музыкальном отношении людьми, как Пугачева, Матвиенко и Фадеев, на "Фабрике звезд-5" оказался самый сильный состав участников за всю историю программы.

Еще до того, как прошла половина трехмесячного шоу, стало понятно, что на "Фабрике звезд-5" есть как минимум две настоящие большие звезды – белорусская певица Наталья Подольская и якутская Дженнифер Лопес Виктория Дайнеко – и множество артистов талантом, может, и поменьше, но вместе составляющих большую ударную силу. Поскольку трудно представить себе, кто после Аллы Пугачевой сможет возглавить "Фабрику звезд", следует думать, что эта часть станет последней в истории шоу – и самой успешной, несмотря на то, что телевизионные рейтинги программы несколько упали.

Кроме того, "Фабрика звезд-5" стала важным жизненным этапом и для самой Аллы Пугачевой. Сохранявшая упорное молчание во время скандала с Филиппом Киркоровым, сама ставшая героиней двух неприятных скандалов (со сносом станции московских юннатов под строительство жилого дома и с захватом водоохранной территории на собственной даче), Алла Пугачева вернулась в большой шоу-бизнес с самым, пожалуй, успешным продюсерским проектом в своей долгой и заслуженной жизни.

Таковы основные события, произошедшие в русском шоу-бизнесе в 2004 году.

комментарии