Информация о переводе структур "Газпрома" в Санкт-Петербург появилась в 2014 году. Сейчас полностью переехали "Газпром нефть" и "Газпром экспорт" и еще несколько департаментов, к перемещению готовятся юридический и финансово-экономический департаменты, департамент по управлению персоналом и бухгалтерия. Структуры холдинга размещаются в арендованных зданиях, но в 2018 году обещают открыть 86-этажный Лахта-центр – офисное здание со штаб-квартирой "Газпрома".
Амбициозный проект предусматривает удобства в стиле "люкс": панорамный ресторан, обзорную площадку, открытый амфитеатр. Однако эксперты не спешат предсказывать успех самому высокому небоскребу России. Причина этого – неприятный запах, который стал бичом Приморского района Санкт-Петербурга. У зловония сразу несколько источников: полигон по хранению осадка сточных вод, свалка "Новоселки" и асфальтобетонный завод.
Для каждого из них предусмотрены планы ликвидации или переноса, однако пока они реализуются только на бумаге. Так с проблемой полигона по хранению осадка сточных вод губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко обещал разобраться еще в 2014 году. Сейчас реализация проекта отсрочена на 2017 год, и нельзя с уверенностью сказать, что сроки будут соблюдены. Работы на мусорной свалке будут завершены не раньше 2019 года.
Нестерпимая вонь ставит под удар не только Лахта-центр, но и другие дорогостоящие проекты в Приморском районе. Не исключено, что власти, ссылающиеся на недостаток средств на устранение причин неприятного запаха, надеются на инвестиции от застройщиков. А, они в свою очередь, не стремятся вкладывать деньги в проекты, которые могли бы обеспечить Санкт-Петербургу новые рабочие места и приток налогов в бюджет.
Пример Лахта-центра не единичен, в мире было несколько случаев, когда проект даже не удавалось реализовать, а он уже становился провальным. Так, в столице Венесуэлы Каракасе должен был появиться крупный деловой центр "Башня Давида" (по имени главного инвестора проекта Давида Бриллембурга). Здание из бетона и стекла возвели, оно стало восьмым по высоте во всей Южной Америке, однако он так и осталось пустовать. Вместо офисов здесь теперь трущобы, где живут несколько сотен семей. Планам помешала внезапная смерть Бриллембурга, после которой реализация проекта встала, и пустующие помещения заняли бомжи.
Причиной провала могут стать и серьезные просчеты при проектировании. Зачастую инвесторы переоценивают привлекательность объектов. Один из наиболее ярких примеров – Южный китайский торговый центр в провинции Гуандун. Он был открыт в 2005 году и стал самым большим торговым центром в мире по арендуемой площади – 650 тысяч квадратных метров, занятых 2350 магазинами. Замысел инвестора был величественен: пальмы, копия Триумфальной Арки и египетского сфинкса, фонтаны и даже каналы с гондолами. Но проект провалился – не удалось привлечь арендаторов на столь большие площади.
Очевидно, что успех любого проекта зависит от множества составляющих и требует координации усилий всех занятых в нем участников. Одно неверное решение или, напротив, отсутствие каких-либо решений, может свести на нет уже существующий результат.