Пешеходы, похоже, приняли вызов автолюбителей. В ответ на создание ассоциаций автомобилистов они грозят объединиться в собственную ассоциацию. Названия, насколько удалось выяснить, у будущей организации пока нет. Среди вариантов обсуждаются такие как "Зеленый свет" и "За права пешеходов". Но настроены инициаторы движения серьезно – вплоть до массовых акций. В аппарате Уполномоченного по правам человека в России перспективы нового движения пока не комментируют, а эксперты отмечают рост гражданской активности россиян. #{vote}Причину таких настроений в среде пешеходов понять несложно. Вот уже несколько лет от имени автолюбителей во всех СМИ выступают различные "представители", время от времени ругающие то правила дорожного движения, то ГАИ, то и вовсе все власти разом. Насколько эти самые "представители" представляют автомобилистов, сказать сложно. Как заметил недавно в интервью деловая газета "Взгляд" известный телеведущий и заядлый автомобилист Владимир Соловьев, ассоциаций создавали как будто в поддержку автолюбителей, однако требования то и дело выдвигают политические. Среди прочего "автомобилисты" (ассоциации и организации) борются против внесения части поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КОАП), которые Госдума недавно приняла в первом чтении. Законопроект предполагает повышение штрафов, как средство снизить число ДТП на дорогах, а в особых случаях даже арест. Впрочем, для того, чтобы довести дело до ареста, надо очень постараться. Например, будучи лишенным прав за езду в пьяном виде, вновь сесть за руль нетрезвым. Понятно, что таких жестких случаев будет ничтожно мало. Однако так называемые "автомобилисты" активно критикуют законопроект. В то же время жертвами различных ДТП на дорогах часто становятся не только водители, но и пешеходы, право на безопасность которых закон также должен гарантировать. Видимо, потому и родились разговоры о возможном скором появлении ассоциации по защите прав этих участников дорожного движения.
Николай Сванидзе, телеведущий: "Пусть расцветает сто цветов, пусть будут ассоциации пешеходов, автомобилистов, воздухоплавателей, любителей пива, любителей женщин, любителей цветов. Чем больше ассоциаций, тем больше структуризируется, организуется общество. В целом они помогают организоваться гражданскому сообществу, поэтому я - за. Если в ассоциации пешеходов будут участвовать люди, имеющие отношение к власти, имеющие реальное политическое влияние, тогда эти ассоциации смогут вмешаться в обсуждение проблемы повышения безопасности на дорогах, в котором уже участвуют законодатели и автомобилисты. Если это будут просто случайные граждане с улицы - то вряд ли".
Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ: "Если это не розыгрыш и не политически-технологическая задумка, я бы сказал, что это намерение отражает общий процесс подъема гражданской активности, который наблюдается в стране последние год-полтора. У этого подъема есть специфическая черта - он носит неполитический характер, и связан с повседневными насущными проблемами, которые беспокоят россиян, в основном - средний класс. Мы видим, что бурный экономический рост привел к кратному увеличению количества автомобилей, чрезмерной загруженности дорог и создал огромные неудобства пешеходам, прежде всего в крупных быстро развивающихся городах - движителях нашего экономического роста. Речь идет обо всех городах-миллионниках, а не только о двух столицах. Я считаю, очень своевременное и очень логичное движение, связанное с защитой наших прав как граждан этой страны, потому что права у нас есть не только политические, о которых все 90-е трубили демократы и либералы, у нас есть огромное количество социальных прав, которые гораздо более важны для представителей среднего класса. Люди научаются бороться за эти права. Это безусловно позитивный феномен, который говорит о пробудившейся вере в собственные силы и общественной активности наших граждан".