Осень – пора всплеска политической активности. Но в ближайшем будущем политическим партиям грозят серьезные трудности финансового характера: им могут запретить получать деньги из непрозрачных для власти источников. Как пишет "Независимая газета", глава ЦИКа Александр Вешняков уже заявил о том, что готов предложить соответствующую законодательную инициативу. В Центризбиркоме, внимательно изучив отчеты участников парламентской избирательной кампании, пришли к выводу, что реальные спонсоры политических партий остались за кадром. Выяснилось, что партии сплошь и рядом получают средства через некоммерческие фонды, за которыми абсолютно невозможно различить подлинные источники финансирования. С порочной практикой укрывательства дорогих спонсоров решено покончить. По данным издания, речь идет не только о системе финансирования избирательных компаний. Может быть пересмотрен весь порядок финансового обеспечения политических партий. Угроза нависла над вполне привычным и хорошо изученным явлением, которое сегодня принято определять, как "бизнес от политики". Между тем планы отсечь политические партии от скрытых источников финансирования существуют не только в Центризбиркоме, но и в Минюсте, где сейчас полным ходом идет работа над корректировкой Закона "О политических партиях". "В своих посланиях Федеральному собранию президент и в прошлом году, и в нынешнем обращал внимание на то, что у нас до сих пор непрозрачна система финансирования партий, – говорит и.о. руководителя департамента Минюста по делам общественных объединений Алексей Жафяров. Но, по его словам, это вопрос находится не только в нашей компетенции, но и налоговой службы. До последнего времени налоговики практически полностью игнорировали финансовую жизнь партий – даже СМИ ею интересовались больше. Благо легальная партийная отчетность находится в открытом доступе. Но формальная "прозрачность" этих отчетов остается фикцией даже на невооруженный взгляд. Порой дело доходит до чистой воды издевательства над публикой. В "Единую Россию", например, в прошлом году поступали немалые средства не только от вполне реальных предприятий, но и из многочисленных и мало кому известных фондов и общественных организаций, в чьих названиях фигурируют слова "наш дом" и "народный дом" в самых различных вариациях. Очевидно, эти структуры в свое время были созданы для перекачки средств черномырдинскому НДР – да так и остались на службе у партии власти во всех ее вариациях. Традиционно оппозиционное "Яблоко" пользовалось финансовой поддержкой обществ содействия чему угодно – от развития интернета до социальной и психологической адаптации инвалидов, причем у некоторых обществ даже номера ИНН почти до самой последней цифры сходятся. До сих пор партии не имели серьезных проблем с отчетностью – если, конечно, успевали ее вовремя сдавать. И вот как раз в самый разгар отпускного сезона грянул гром. Налоговые инспекторы пришли в КПРФ. "Проверка пока идет чисто рабочая, – сообщил секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев. – На уровне сбора справок и проверки тех отчетных материалов, которые мы предоставили. Но раньше мы на федеральном уровне финансовые отчеты сдавали, и этим все ограничивалось. А сейчас проверяющие пошли по всем регионам. Местные управления юстиции срочно затребовали от нас региональные финансовые отчеты. На федеральном уровне МНС очень внимательно поработала с нашим отчетом и запросила целый ряд разъяснений. Особенно их заинтересовали те юридические лица, которые перечислили на счет партии суммы свыше 10 тысяч рублей". Некоторые коммунисты склонны видеть в происходящем происки бывшего спонсора партии Геннадия Семигина. Однако, по мнению Соловьева, это общая тенденция: "Государство начинает выравнивание политического поля под двух-, трехпартийную систему. Уже гуляет проект закона об обязательных 100 тысячах членов... Думаю, сейчас все партии будут очень жестко причесаны: посредством ужесточения требований к численности, к порядку поступления средств, предельно допустимым размерам пожертвований. Ведь самое больное место для многих партий – это финансирование, они только за счет юридических лиц живут. Похоже, все идет к "огосударствлению" партий – к тому, что государство станет основным источником их финансирования. Например, пропорционально результатам голосования. Но это будут финансовые потоки, которые в любой момент можно перекрыть..." Конечно, все прекрасно понимают, что между легальной бухгалтерией и подлинными доходами-расходами партий лежит огромная пропасть. С другой стороны, на самом деле и сейчас достаточно хорошо известно, во что, кем и сколько денег было вложено в ходе минувшей избирательной кампании. Разумеется, после последних выборов в Госдуму капитализация парламентского бизнеса резко упала – сказался эффект монополии "Единой России". По некоторым экспертным оценкам, сегодня Дума представляет собой весьма скромный рынок услуг с годовым оборотом около $250–300 миллионов. И все-таки это рынок – а любой рынок весьма относительно контролируется государством. Видимо, на этот случай и решено подстраховаться. Вдруг кто-нибудь все же решится сделать рискованные инвестиции в следующий избирательный цикл. Если верить прогнозам Александра Вешнякова, соответствующие поправки в избирательное (и смежное с ним) законодательство вступят в силу уже ко второй половине 2005 года.