Cколь не твердили страховщики, что масштабный проект по поголовному внедрению страхования автомобилей и сопутствующей им гражданской ответственности- не что иное, как социальный проект, призванный обезопасить россиян от злоключений на дорогах Отечества, практика стремится доказать обратное. Уже сейчас автолюбители смогли проверить на собственном опыте справедливость тезиса о том, что просто так с деньгами никто расставаться не собирается - вне зависимости от благих деклараций. Причем зачастую это касается не только злополучной "автогражданки", уже не раз подвергавшейся критике, но и казалось бы, достаточно обкатанной модели страхования транспортного средства от ущерба при несчастном случае.
Итак, 14 марта житель Зеленограда Александр заключил со страховой компанией "Нефтеполис" договор о страховке автомобиля "Мерседес" на сумму в 14 тысяч долларов. Спустя некоторое время, автолюбитель попал в ДТП, в результате которого машина была разбита и, по заключению независимых экспертов, восстановлению не подлежала.
Оправившись от неприятности, Александр, как законопослушный гражданин правового государства, уведомил о случившемся сотрудников "Нефтеполиса", приложив к своему заявлению о возмещении ущерба необходимый пакет документов. "Нефтеполис" уведомил клиента о том, что ему необходимо как минимум тридцать дней для рассмотрения документов, а по истечении срока огорошил отказом - оказывается, по факту ДТП страховой компанией "было проведено расследование", которое выявило следующее: "Мерседес" Александра оказывается, не значится в базе данных таможни, а следовательно, находится на территории Российской Федерации незаконно, и потому "Нефтеполис" признает свои обязательства в отношении этой машины ничтожными.
О том, почему компания не проявила столь завидную разборчивость раньше и, например, не отказалась брать деньги от владельца "сомнительной" машины при составлении договора, в этой бумаге ничего не говорилось. В ответ на это Александр подготовил письменное возражение, суть которого сводилась к следующему - авто было на вполне законных основаниях поставлено на учет в ГИБДД, а, следовательно, оно прошло необходимую таможенную процедуру и вполне легально.
К тому же в соответствии с п.2.2. Правил страхования, на страхование принимаются транспортные средства, допущенные к эксплуатации на дорогах общего пользования и находящиеся на учете в компетентных государственных органах, уполномоченных осуществлять их регистрацию. Иных условий принятия на страхование, в том числе уплаты таможенных платежей, правилами не предусмотрено.
Менеджеры "Нефтеполиса" обратились в организацию ГУП "Ростаможинформ". И как оказалось, не зря. Оттуда вскоре пришел несколько невнятный ответ- "поиск автомобиля VIN….. в центральной базе данных оформленных таможенными органами транспортных средств дал отрицательный результат".
Заметьте - формулировка расплывчатая, никто из должностных лиц не берет на себя смелость утверждать, что, мол этот автомобиль таможенную процедуру не проходил и ввезен на территорию РФ незаконно. Просто "поиск дал отрицательный результат" и все.
Решив во что бы то ни стало раскрыть тайну появления этого "Мерседеса" в отечественных пределах, сотрудники "Нефтеполиса" направили запрос в Северо-Западное Таможенное управление, откуда получили вполне ожидаемый ответ - "таможенные органы предоставляют информацию только в соответствии с законодательством РФ". Конечно, же, мы верим в чистоту помыслов руководителей компании "Нефтеполис", но разве нельзя предположить, что они из самых лучших побуждений могли найти взаимопонимание с сотрудниками уважаемой таможенной организации. Суть такого сотрудничества предельна проста. Чем больше автомобилей клиентов "Нефтеполиса" "теряется" в базах данных, тем меньше убытков несет страховая компания…
А на днях незадачливый клиент "Нефтеполиса" получил уведомление от налоговой службы. Мытари напоминали ему о необходимости уплаты налога на транспортное средство. Чем не еще одно доказательство легальности его машины? Разве наши налоговые службы в стремлении наполнить бюджет зашли так далеко, что стали облагать налогом незаконное имущество?!
Чтобы расставить точки над i , следует сказать - конечно же, "Мерседес" Александра прошел все необходимые таможенные процедуры, т.к. его автомобиль уже был зарегистрирован ранее прежними владельцами. В момент переоформления, все процедуры по проверке авто на легальность, нарушений не показали.
- Всяческое оттягивание выплат страховой суммы - типичная политика страховых компаний - убежден адвокат Московской областной коллегии адвокатов Андрей Аринин. В случае с Александром могу сказать, что все претензии к нему абсолютно беспочвенны и незаконны. Вообще, сейчас для многих юристов тяжбы с не желающими держать свое слово страховщиками - основной вид деятельности…
К слову, в мировой практике страхование автотранспорта и "автогражданка" является чем-то вроде социального проекта, призванного облегчить материальные потери рядовых граждан. Как правило, страховые компании почти ничего на этом не зарабатывают, напротив, зачастую они несут убытки. Возможно, все дело в особой ментальности российского бизнеса, который не желает раскошеливаться на подобную "благотворительность"…