Изящный стиль произведений английской писательницы Джейн Остин, скорее всего, принадлежит не ей, а ее редактору. Такой вывод сделали исследователи из Оксфордского университета.
В этом году стартовал уникальный проект по онлайн-публикации факсимиле всех сохранившихся рукописей Джейн Остин (1775-1817), включая дневники и другие личные документы, юношеские произведения, а также романы "Доводы рассудка", "Уотсоны" и "Сэндитон". Рукописи наиболее известных романов Остин - "Гордость и предубеждение" и "Разум и чувства" - до наших дней не сохранились.
После смерти писательницы манускрипты хранились у ее сестры Кассандры до ее кончины в 1845 году, но затем разошлись в публичные и частные коллекции по всему миру, и более полутора веков никогда не были собраны в одном месте.
Однако три крупных академических учреждения Великобритании - Британская библиотека, лондонский Кингс-колледж и Бодлианская библиотека Оксфорда в рамках совместного проекта собрали 1100 страниц рукописей известной писательницы. Эта коллекция стала бесценным материалом для исследователей, которые смогли проследить эволюцию творческого стиля и методы работы Остин над ее знаменитыми произведениями о жизни английского общества конца XVIII - начала XIX века.
В результате ученые пришли к выводу, что первоначальные рукописи Остин не обладают всем тем стилистическим изяществом, каким прославились впоследствии ее напечатанные произведения. По словам библиографов, в рукописях много помарок, исправлений и серьезных грамматических ошибок. "Здесь совершенно нет той отточенной пунктуации и эпиграмматического стиля, который мы увидели в "Эмме" и "Доводах рассудка", - цитирует руководителя исследования РИА Новости.
Библиографы считают, что в работу над окончательными вариантами книг писательницы "был серьезно вовлечен опытный стилист". Наиболее вероятно, что это был Уильям Гиффорд - редактор, работавший у издателя книг Остин Джона Мюррея.