О последнем свидетельствует картина Павла Бардина "Россия 88", составленная из совершенно документальных интервью, проводимых героями картины на улицах Москвы и в вагонах электричек, а также почти полного цитирования реально существующих документов, видеозаписей и аудиопленок. Картина была так хороша, что жюри выделило для нее специальный приз, не предусмотренный заранее, причем награду не только формальную, но и выраженную в денежном эквиваленте, как полноценному победителю. А вот фильмы, победившие в главном конкурсе, совсем иного порядка. Так, драма братиславского режиссера Юрая Лехотски "Слепая любовь" повествует о счастье, добытом героями несмотря на физическую ущербность. Персонажи фильма Лехотски незрячи, как слепы на оба глаза и артисты, сыгравшие их. Его герои – преподаватель музыки, девочка, влюбляющаяся в интернет-юзеров, и другие милые и нелепые люди, ощупывающие свою любовь, реагирующие на импульсы сердца и рассудка. Противопоставление слепоты физической слепоте духа - мотив довольно старый и в кинематографе впервые поднимался еще Чарли Чаплином, а персонаж Аль Пачино из кинофильма "Запах женщины" неоднократно становился предметом цитирования. В случае со "Слепой любовью" упоминание об "Оскаре" неслучайно еще и потому, что эта картина Юрая Лехотски претендовала на номинацию как лучший иностранный фильм. О фильме "Дождь" продюсер картины Хуан Вера сказал Дням.Ру так: "Это картина о мужчине и женщине, которых свел друг с другом дождь. Отличительной ее особенностью является то, что фильм сделан в жанре минимализма: это простая история, рассказанная легким языком. И это, безусловно, арт-хаус, очень качественно снятый артхаус". Александр Митта, проводивший на кинофестивале свои мастер-классы, сказал о подобном приеме – "запирать" персонажей в машине, когда на улице льет ливень, - что это самое простое, что можно выдумать, если хочешь оправдать ситуацию, не выдумывая сложной предыстории, это клише. И однако же, словами Александра Наумовича, клише – это тот самый каркас, кость, на который наращивается мясо смысла. Фантастическое пространство, в котором формируется будущее людей "с прошлым" – в этом "Дождь" Паолы Эрнандез. Картина Хусейна Карабея "Мой Марлон и Брандо" стоит на периферии документалистики и художественного жанра, радостного и гибельного. Для этого есть две причины: во-первых, фильм основан на реальных событиях, а во-вторых, сам г-н Карабей в прошлом режиссер-документалист. "Это моя первая работа в жанре игрового кино, - рассказал Хусейн Дням.Ру. – Прежде меня больше привлекала документалистика, но потом я понял, что количество тем, о которых можно рассказать в этом жанре, исчерпаемо: ты всегда должен быть объективен, это примерно как новости. А чтобы считать себя объективным, занимаясь вчитыванием, нужно быть о себе слишком большого мнения". Героиня фильма Карабея, актриса по имени Айка, отправляется из Стамбула в Ирак, чтобы последовать за своим возлюбленным, несмотря на войны. В произведении Карабея так же использован прием "фильм в фильме" – прежде чем отправиться в этот поход, Айка просматривает видеозаписи, что прислал ей ее возлюбленный о странах Востока. Словно памятуя о своем прошлом, Хусейн Карабей (автор докфильма о Пине Бауш и киноленты о пропаже пяти тысяч турецких активистов) вставляет эти кадры в фильм, а своим учителем называет Дзигу Вертова, чей "Человек с киноаппаратом" украшает визитную карточку Карабея.