В Узбекистане прошел Национальный конкурсный отбор на фестиваль “Славянский Базар”. Ольга Кабулниязова – экс-солистка одной из самых известных групп Узбекистана, педагог по вокалу, автор уникальной методики обучения и основатель студии Vivace – постоянный член жюри данного события. В тренде в 2023 году неизменно поп, рок и латина, но, по мнению Ольги, здесь важнее вокальная техника, которой владеют конкурсанты. О современных тенденциях в мире музыки и о том, как обучение в студии Vivace помогает побеждать в конкурсах любого масштаба, поговорили с экспертом.
Ольга, после серии громких побед ваших учеников на международном фестивале “Одаренные дети”, вы были приглашены в жюри разных масштабных конкурсов и проектов, среди которых событие национального масштаба «Зимние узоры», телевизионный проект «Шоу Талантов», всемирно известный конкурс «Славянский базар», отборочный тур которого традиционно проходит в Узбекистане. На что вы обращали внимание?
Первое, на что я обращаю внимание – первая строчка в песне. Как исполнитель подал ее слушателю. От этого зависит, насколько успешно он доведет произведение до конца. Далее, я слушаю какими вокальными приемами умеет владеть певец. Самая важная техника — микст. Это умение смешивать головной и грудной резонаторы, чтобы звук был гладким и красивым. Нужно вложить в получение этого навыка много терпения и труда. Достигнув успеха в этом направлении, вокалист начинает понимать, как использовать любые другие вокальные приёмы.
Также я обращаю внимание на пение мощным, громким голосом в определенном диапазоне – бэлтинг, тванг. Эти техники используют мировые звезды: Кристина Агилера, Адель, Ариана Гранде. Для меня важно, как конкурсанты умеют сочетать разные вокальные инструменты, владеть своим голосом, насколько они артистичны и как выражают эмоции. Оценивая других ребят, а также наблюдаю за оценками других коллег – членов жюри – каждый раз для себя что-то подмечаю в их требованиях и потом оттачиваю эти моменты уже у себя в студии с учениками, чтобы мои ребята могли блистать на самых разных конкурсах и площадках.
Ваши ученики за шесть лет существования школы вокала собрали высшие награды самых престижных международных конкурсов — более двадцати дипломов и призовых мест. Как удается держать уровень?
Мне кажется, благодаря комплексному подходу. Я вижу талант и знаю, как помочь каждому засиять. Обучение в школе ведется по моей авторской методике. К тому же, сталь закаляется в бою — я всегда выступаю за регулярную концертную деятельность своих студентов, участие в конкурсах разного уровня и масштаба. Когда я в начале 2000-х была солисткой группы Zero, мы много гастролировали. К такой же интенсивной и наполненной победами творческой жизни я приучаю своих студентов. Мои ученики были лучшими на Open Asia при Fiestalonia Milenio. Это конкурс для творческих и одаренных людей. Также мои студенты попадали в топ-3 в международных конкурсах «Роза Востока», «Одаренные дети», «Зимние узоры», The Song — событие проводится при Fiestalonia Milenio. Они не боятся покорять эти вершины, а главное, у них есть все шансы это делать. Возьмем международный конкурс Open Asia — это тысячи талантливых участников со всего мира, в жюри входят поистине выдающиеся специалисты международного класса из Италии, Испании и других европейских стран. Это огромная ответственность, выступать перед такой публикой, но мои студенты всегда во всеоружии. Я ими очень горжусь.
В пору существования группы Zero в начале 2000-х у вас была активная концертная жизнь на 2 страны. Вы выступали с лучшими артистами России и Узбекистана, пели на одной сцене с Кристиной Орбакайте, Валерией, узбекской группой “Ялла”, Мунисой Ризаевой и другими. Как этот колоссальный опыт помогает вам в текущей деятельности?
Добавлю, что мы также стали обладателями двух национальных премий Узбекистана: «Открытие года» в 2004-м и «Лучшая группа года» в 2005-м. Мой сольный опыт дает возможность готовить универсальных артистов, способных блистать на самых разных площадках и ярко выступать в тандемах с другими звездами. Мне, как художественному руководителю, важно, чтобы студенты были профессиональны, гибки и пластичны, и я имею в виду не только тело, но и психику. Мы взращиваем настоящих артистов.
Вы упомянули вашу авторскую методику. Знаю, когда вы открыли школу вокала, был ажиотаж, к вам переходили даже ученики конкурентов. Приоткроете для нас завесу тайны?
Да, действительно появление моей школы взбудоражило образовательный рынок Узбекистана. В своем подходе к обучению я скомбинировала три дисциплины, которыми, на мой взгляд, необходимо владеть каждому артисту: вокал, танцы и актерское мастерство. Да, эти предметы так или иначе представлены в любой школе. Важен именно симбиоз и те профессиональные секреты, которыми могут поделиться мои педагоги и я.
Программа обучения позволяет развить музыкальный слух, поставить дыхание и голос, убрать дефекты речи. Большое количество тренировок — это хорошо, но мастерство оттачивается только в бою, на сцене. Поэтому мои студенты так много выступают и участвуют в разных конкурсах. Это тоже часть обучения и моей методики.
Вы действительно нашли свой ключ к успеху, что подтверждает число тех, кто хочет учиться именно у вас: восемьсот контрактов на обучение за шесть лет, и думаю, это не предел. Кроме того, в 2023 году вы вступили в Европейскую ассоциацию фольклорных фестивалей (EAFF). Какие возможности открывает такая деятельность перед вами и вашими учениками?
Чтобы мое детище росло, мне нужно самой постоянно развиваться, потому личному росту я уделяю большое внимание. Раньше мы работали исключительно в эстрадном направлении, а членство в EAFF дает возможность расширить наши границы. Эта ассоциация при поддержке Юнеско организует фольклорные события мирового масштаба, а значит, наши ребята теперь могут проявлять себя и в этом направлении. Годом ранее меня пригласили в международную ассоциацию преподавателей вокала IATS, президентом которой является Саша Дивайн. Здесь объединились ведущие эксперты в сфере развития и реабилитации голоса. Каждый месяц проходят онлайн-встречи с лучшими преподавателями, исполнителями, врачами-фониатрами, вокальными реабилитологами.
Обмен опытом работы с голосом помогает шлифовать мою уникальную методику преподавания, а также генерировать новые творческие идеи. Чего стоит реакция публики на мюзикл «Снежная королева», который мы создали со студентами! Я считаю, что это говорит о высоком профессионализме моей команды и о таланте учеников студии.
Успех мюзикла был грандиозным, а ваши ребята получили приглашения на проект «Юлдузча» – узбекский "Голос". Какой еще эффект оказывают такие проекты?
Кстати, после попадания моих учеников на проект “Юлдузча” число новых студентов в моей студии выросло в половину. Мы дошли до того уровня, когда обучение в моей студии воспринимается как трамплин на эстраду. Я верю, впереди моих учеников ждет еще много побед и кто знает, может один из них заберет главную награду музыкантов — Грэмми.