Украинские власти отрицают, что угрожали экипажу "Белавиа" поднять в воздух боевые самолеты и принудить его к посадке. Однако расшифровка разговора командира воздушного судна с диспетчером центра "Киев-Радар" полностью подтверждает белорусскую версию событий.
Диспетчер передал экипажу указание вернуться на аэродром вылета "Жуляны". "За невыполнение будет поднята боевая авиация на перехват", – отмечается в расшифровке переговоров. Командир пытался выяснить причины такого решения, однако объяснять ему ничего не стали. Сказали только, что приказ поступил от военного руководства. В итоге экипаж принял решение вернуться в аэропорт вылета, пишет газета "СБ. Беларусь сегодня".
На борту самолета Boeing-737 авиакомпании "Белавиа", выполнявшим 21 октября рейс по маршруту Киев – Минск, находились 136 пассажиров и 6 членов экипажа. За 50 километров до входа в воздушное пространство Белоруссии командиру поступило указание от диспетчера управления воздушного движения районного центра "Киев" о немедленном возврате в аэропорт вылета. После приземления украинские спецслужбы сняли с борта пассажира – гражданина Армении Армена Мартиросяна.
Минск выразил протест Киеву в связи с действиями по принудительному возврату самолета. Однако в СБУ заявили, что никаких угроз не было, а на ноту белорусского МИДа украинская сторона просто не отреагировала. Авиакомпания "Белавиа" намерена потребовать с предприятия "Украэрорух", которому подчиняется центр "Киев-Радар", возмещения расходов, связанных с возвратом самолета в "Жуляны".
Гражданина Армении Армена Мартиросяна, руководителя общественной организации "Гражданский союз", в СБУ назвали "локализованной угрозой национальной безопасности Украины". После досмотра багажа его отпустили, пассажир улетел в Минск другим рейсом.
Специалисты отмечают, что посадка самолета с полными баками горючего была сопряжена с огромным риском и поставила под угрозу жизнь 136 пассажиров и экипажа. В этом случае были нарушены все возможные нормы Международной организации гражданской авиации, подчеркивает авиаэксперт Владимир Попов. "Такие угрозы могут иметь место при нарушении воздушного пространства, да и только. Я знал только два случая, когда подобное поведение было оправдано. И оба были связаны с захватом воздушных судов. Здесь этого не было. Очевидно, диспетчер действовал не по своей воле, а находился под давлением СБУ, – цитируе Попова RT. Эксперт отметил, что в случае подозрения о совершении преступления кем-то из пассажиров было бы правильным сообщить об этом спецслужбам сопредельного государства — в данном случае КГБ Белоруссии.