За четыре года сотрудничества с организаторами шоу, художник по костюмам Любовь Сухова, создала полторы тысячи авторских костюмов для таких хитов, как "Новые фиксики и чудеса с Машей", "Фиксики: путешествие во времени", "Незнайка: я вернулся" и других. В новом спектакле "Маша и Медведь + Три богатыря" задействовано рекордное количество незабываемых образов – более 600. При этом для щепетильного мастера нет главных и второстепенных персонажей, каждый костюм продуман до мельчайших деталей. В своем интервью Дням.Ру Любовь Сухова рассказала о том, в чем особенности работы над детскими шоу, о своем вдохновении и влиянии модных тенденций на образ сказочных героев.
На ваш взгляд, почему проект "Маша и Медведь + Три богатыря" так популярны в России?
Наши новогодние шоу – это спектакли мирового уровня, над которыми работает большая профессиональная команда. Мы всегда рассчитываем на самого искушенного зрителя, поэтому наши спектакли интересны и взрослым. В этом, на мой взгляд, и есть уникальность наших проектов.
Каковы особенности работы над костюмами шоу такого масштаба?
Во-первых, только подготовительный период занимает полгода. Ведется работа непрерывная и кропотливая. Уже к маю-июню были готовы эскизы главных героев, а ведь персонажей у нас очень много – предстояло сшить более 600 нарядов!
Во-вторых, есть разница в создании костюмов для камерного зала и для такого многотысячного гиганта, как Крокус Сити Холл. То, что хорошо видно на маленькой сцене, на огромной площадке может просто потеряться. Кроме того, это шоу с технически сложными трюками и лазерными спецэффектами. Поэтому в наших образах мы стараемся соединить необычные конструктивные решения с максимальным комфортом для артистов. Честно говоря, это очень сложно, но таким образом мы добиваемся магического эффекта нашего шоу, в котором в буквальном смысле много волшебства и чудес.
В этом году перед нами стояла сложная задача – соединить Машу с Тремя богатырями, они должны вписываться в общую стилистику спектакля и гармонировать с костюмами других персонажей и с декорациями.
Общая картинка сложилась, когда мы выбрали тканевую бересту как основной лейтмотив спектакля. Этот образ символизирует прошлое, настоящее и будущее. По замыслу режиссера, именно эти персонажи встречают и провожают детей в мир сказки через весь спектакль… Всего у Бересты 18 различных образов – и, соответственно, костюмов. Они задействованы одновременно и в зрительном зале, и на сцене.
В ваших новогодних шоу отчетливо прослеживаются связи с русскими традициями…
Да, мы используем элементы национальных нарядов, ведь русские костюмы необыкновенно красивы. Большинство городских жителей знакомо только с одним видом народной одежды — русским сарафаном. А есть и другие разновидности, которые к тому же отличаются друг от друга в разных областях страны. Например, костюм Саратовской совершенно непохож на северный – из-под Архангельска. Но поскольку мы все-таки делаем не историческую постановку, а современное стильное шоу, то где-то я добавила "авангарда", где-то изменила форму и фактуру. Например, в создании мимических образов я оттолкнулась от русского кубизма начала ХХ века.
Отличаются ли способы создания костюмов главных персонажей и массовки?
Нет, не отличаются. Я бы сказала, что иногда костюмы массовки даже более сложные и трудоемкие в изготовлении. Дело в том, что мимический ансамбль в нашем шоу не только выходит на сцену, но и работает со зрителем в зале. Это как крупный план в кино: вблизи заметны все детали и нюансы, а на сцене ты видишь только настроение и общие очертания.
Мы не работаем формально, не делаем конвейер: чтобы одеть 14 однотипных второстепенных персонажей, я рисую 14 разных эскизов. За неповторимостью образов стоит творческая смелость и неординарные решения – соединение разнофактурных тканей, пластики, света и современных высокотехнических материалов, которые в принципе неприменимы в шитье, но придают нашим силуэтам особый шарм. Поэтому у нас все костюмы оригинальны, ни один не повторяется. Кроме того, мы никогда не используем сценический гардероб предыдущих шоу, у нас каждый год новые авторские работы.
Я считаю, у каждого костюма должен быть свой характер. Даже если сценический костюм просто висит на вешалке, он уже несет настроение. Когда актер в него облачается, происходит синтез – соединение человека и костюма, и тогда рождается яркий, волшебный образ.
В своих эскизах вы обращаетесь к современным модным тенденциям?
В эскиз должно быть вложено многое: знание костюма, стилистика будущего спектакля, понимание актерской индивидуальности и авторская интерпретация. Для реализации задуманного образа я пользуюсь всей палитрой художественных средств. Поэтому если какие-то современные элементы оказываются подходящими, то почему нет? Например, в прошлом году я долго не могла придумать решение Соловья-разбойника для шоу "Новые Фиксики и чудеса с Машей!", пока экспромтом не нарисовала ирокез… и за секунду родился стильный, интересный образ.
В чем состоит главный секрет мастерства художника по костюмам?
Художник должен быть бесстрашным – не бояться шагнуть на неизведанную территорию и создать новые формы. Главное – внутренние видение и правильное ощущение темы постановки, созвучное с концепцией режиссера. На основании этого – поиск новых линий силуэтов: для меня это своего рода проводники, позволяющие зрителю перенестись в мир волшебной сказки.
Мега-шоу "Маша и Медведь + Три богатыря" пройдет в Крокус Сити Холле 17, 18, 24, 25, 27—30 декабря 2016 года и в дни новогодних каникул. Постановщик представления — продюсерский центр "Седьмая Радуга".
Беседовала: Марина Довгер