"Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость", – писал Сервантес. Но если вдруг правила делового этикета вы не впитали с молоком матери, не зазубрили на занятиях в частной британской школе, не расстраивайтесь: этому никогда не поздно научиться. В своей книге "Хорошие манеры и деловой этикет" Елена Бер дает уроки вежливости, которые помогут вам как на переговорах, так и на званых вечерах. Дни.Ру и издательство "Манн, Иванов и Фербер" продолжают рубрику "Литературный понедельник", публикуют выдержки из книги и делятся десятью правилами делового этикета. Приветствие: кто здоровается первым Если в современном светском этикете вопросы пола важнее субординации, то в бизнес-этикете все наоборот: здесь общение ведется между профессионалами, а не между мужчинами и женщинами. Первым здоровается тот, кто ниже по служебному положению, например немолодая женщина-бухгалтер должна первой поприветствовать молодого начальника-мужчину. Если в кабинете у человека, к которому вы пришли, находятся другие люди, ограничьтесь общим поклоном и приветствием. Затем обменяйтесь рукопожатием с тем, кто вас пригласил. Казалось бы, все просто и логично, но этикет – дело тонкое и подчас непростое. Правильное рукопожатие Если вы подошли к группе людей и обменялись рукопожатиями с одним человеком, нужно пожать руки и остальным. Совет от Игоря Манна: "Очень важно уметь пожать руку правильно: в меру недолго (один-два взмаха); в меру некрепко; если хотите продемонстрировать превосходство – держите свою ладонь при рукопожатии сверху; показать уважение к собеседнику (например, к даме) – ваша ладонь должна быть под ладонью собеседника. И, по умолчанию, ладонь должна быть сухои? и чистои?". Во время рукопожатия не курят. Нужно выбросить сигарету, потом пожать руку. Если такой возможности нет, извинитесь за то, что вы с сигаретой. Никогда не протягивайте левую руку для рукопожатия, даже если вы левша. В туалетной комнате руку не пожимают. Будьте готовы к small talk Деловое общение часто предполагает элементы неформальной беседы. Умение вести так называемый small talk (легкую непринужденную беседу на отвлеченную, но увлекательную тему) – весьма полезный навык. Удачные темы для беседы: спорт, автомобили (для мужчин), дети (для женщин), хобби, изысканная кухня и домашние животные, искусство и литература, интересные события и научные открытия, путешествия и достопримечательности, местные пейзажи, природа и погода. Запретные темы для беседы: болезни, проблемы, конфликты, доходы, дороговизна, долги, политика и религия, личная жизнь собеседников или других людей, возраст, должность и национальная принадлежность, "больная тема" собеседника. Как представиться Знакомя равных по положению людей, представляйте того, с кем вы лучше знакомы, тому, с кем вы знакомы хуже. Мужчину представляют женщине, младшего по возрасту или по служебному положению – старшему. Когда вам представляют человека, сосредоточьтесь на том, чтобы запомнить его имя, и во время беседы чаще называйте его по имени. Случается, конечно, что новые имена вылетают из памяти. Самое разумное в такой ситуации – честно признаться в своей забывчивости и, не теряя чувства такта и чувства, попросить собеседника напомнить его. Этикет при прощании Покидая незнакомых людей, необязательно персонально прощаться с каждым. А если вы уходите с многолюдного приема раньше остальных гостей, прощайтесь только с хозяевами встречи. Иначе ваш уход может послужить для участников вечеринки сигналом к тому, что всем пора по домам. Переговорный этикет Следует тщательно готовить и протокольную, и содержательную части. Приглашать партнеров на переговоры следует не менее чем за две недели, чтобы они также смогли подготовиться. Это сэкономит время и создаст условия для эффективной коммуникации. Что касается состава делегации, то на переговорах должен быть паритет, то есть равное количество участников с обеих сторон и соответствие должностей представителей с каждой. На встречу приглашаются только те сотрудники, чье присутствие действительно необходимо. Место проведения переговоров предлагает приглашающая сторона, но приглашенная имеет право как принять, так и отвергнуть его. Как встретить иностранных гостей Встречать гостей в аэропорту должен соответствующий по рангу руководитель делегации. Он обычно прибывает в сопровождении двух-трех человек. Первым представляется глава принимающей стороны. Затем он представляет супругу, после этого сотрудников (в порядке убывания должностей). Когда провожаете делегацию до гостиницы, расстаньтесь с гостями не на улице, а в вестибюле. Там же можно договориться о протокольном визите. Существует негласное правило (не категоричное, но желательное): если гость приезжает с супругой, то и принимающий руководитель приезжает на первую встречу в сопровождении супруги. Умение слушать собеседника Бернард Барух, американскии? бизнесмен и государственныи? деятель, говорил: "Те успешные люди, с которыми я знаком, больше слушают, чем говорят". Дейл Карнеги пошел еще дальше, утверждая, что "секрет влияния на людей – не в умении говорить, а в умении быть хорошим слушателем". Совет от Игоря Манна: "Помните, что у разных людеи? разныи? темп речи. Женщины, как правило, говорят быстрее (есть даже такая шутка: "Женщины говорят в два раза быстрее, чем мужчины слушают"). Подстраиваи?тесь в разговоре под темп речи собеседника: так и вы произведете более благоприятное впечатление". Телефонная вежливость Даже если у вас плохое настроение, не давайте этого понять, улыбнитесь, и тон приобретет жизнерадостную окраску. Не забывайте о трех китах делового телефонного разговора – лаконичность, четкость, ясность. Не забывайте представиться, назвав свое имя и фамилию. Затем сообщите цель звонка. Невежливо ждать более шести гудков, лучше положить трубку после пятого звонка. Заканчивает разговор тот, кто его начал. Если соединение прервалось, перезванивает тот, кто звонил. Лучше всего отвечать после второго-третьего звонка: если вы берете трубку сразу же, то звонивший может не успеть сосредоточиться. Дресс-код делового человека Руководитель должен быть примером для работников. Он вправе требовать от них соблюдения дресс-кода. Строго и элегантно одетые сотрудники – всегда плюс для репутации компании. Ваш образ должен создавать впечатление естественной ухоженности с едва допустимым налетом небрежности, изысканной самой по себе. У делового человека должно быть не менее двух-трех костюмов. Рубашка должна хорошо сидеть на вас и иметь качественные манжеты и воротник. Брюки должны доходить до каблука ботинок, когда вы стоите, а впереди образовывать одну мягкую складку над подъемом ноги. Бизнесмен может носить только одно кольцо – обручальное. Стоимость часов не должна превышать двух (максимум трех) месячных окладов. И помните: в мире бизнеса, даже на вечеринках, приветствуется не экстравагантность, а элегантность.