Реформа РАН
По оценкам ряда экспертов, она свелась лишь к передаче государству управления финансами и недвижимостью РАН. Ни один из ключевых вопросов не был решен: не разработана новая модель управления научной деятельностью, не определены критерии финансирования, не выстроены приоритеты. 24 марта 2013 года министр образования и науки назвал Российскую академию наук "неэффективной, недружелюбной к людям, которые там работают, организацией". По словам Ливанова, РАН "деградирует с точки зрения научной продуктивности", сославшись при этом на возраст руководителей академии. В ответ ученые потребовали отставки министра.
Сокращение числа вузов
В апреле 2015 года Ливанов заявил, что Минобрнауки планирует в ближайшие два года сократить количество слабых вузов и продолжать поддержку ведущих университетов страны. "Мониторинг качества образования, который мы провели, показал, что целый ряд вузов дает некачественное образование, – заявил он. – Это просто конторы по продажам дипломов без налаживания учебного процесса, без квалифицированного преподавательского состава и так далее".
Новый закон "Об образовании"
Этот документ, в который педагогическое сообщество хотело внести огромное количество поправок, в итоге был сформирован довольно кулуарно. И даже в Госдуме обсуждался весьма пассивно. Исполнение закона также хромало: несмотря на то, что в документе была прописана привязка зарплат к средней по региону, по факту этого не было, о чем неоднократно говорил депутат Госдумы Владимир Бурматов. "В Министерстве заработные платы, конечно, выросли, – сказал законодатель. – Поэтому за благополучие господина Ливанова я абсолютно спокоен".
Новые предметы в ЕГЭ
За несколько дней до отставки Дмитрий Ливанов не исключил введения новых обязательных предметов при сдаче экзаменов в 11 классе. По его словам, это возможно после 2018 года. "Сейчас мы объявили, что до 2018 года изменений принципиальных в том, как организован ЕГЭ, не будет, – заявил чиновник. – Но все, что будет после, за горизонтом 2018 года, – здесь изменения возможны, но только если это будет обсуждено педагогами, родительским сообществом и всеми, кому небезразлично образование".
Критика системы высшего образования
Министр образования отмечал, что существующая система высшего образования далека от современных запросов профессиональных отраслей. "Функция высшего образования за последние годы сдвинулась от подготовки к конкретной деятельности к социальным функциям", – заявил Ливанов. Он считает, что высшее образование в стране все более абстрагируется от отраслей, в которых выпускникам вузов предстоит работать.