Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) готова принять 900 осужденных к принудительным работам. Уже с первого дня Нового года для таких людей заработают исправительные центры.
Принудительные работы не предусматривают изоляцию от общества, объяснил заместитель директора ФСИН Валерий Максименко. Пребывание в исправительном центре и принудительные работы можно сравнить с трудом вахтовиков, работающих вдали от дома и проживающих в общежитии.
"Для осужденных есть лишь несколько ограничений: они не смогут самостоятельно выбирать работу, уволиться или поменять работу, без разрешения администрации покинуть исправительный центр", – цитирует Максименко ТАСС. Других ограничений для таких людей, по сути дела, нет. Они живут не в бараках, а в обычных общежитиях. После того, как человек отбыл треть наказания и не совершил за это время никаких нарушений, он может получить разрешение на проживание с семьей за пределами исправительного центра, но на территории данного муниципального образования.
Осужденным к принудительным работам позволено то, что запрещено обитателям исправительных колоний и тюрем. Например, они могут пользоваться мобильным телефоном и интернетом. В случае болезни они, взяв полис обязательного медицинского страхования, обращаются к обычным врачам. "На них в полном объеме распространяются все положения социального, пенсионного законодательства, в том числе Трудового кодекса. Они получают зарплату, из которой по решению суда в доход государства будет удерживаться от 5% до 20%. Могут быть и взыскания по исполнительному производству, если есть удовлетворенные судами иски, но как и с любого гражданина, который выплачивает, например, алименты", – сказал чиновник.
С 1 января 2017 года в России будет открыто четыре исправительных центра: в Тюменской и Тамбовской областях, в Ставропольском крае и Приморье. Все центры будут созданы на базе перепрофилированных исправительных или воспитательных колоний, каждый сможет принять от 70 до 150 человек. Кроме того, в ряде регионов откроются участки для осужденных к принудительным работам. "То есть уже на первом этапе возможностью применения этого вида наказания будут охвачены все федеральные округа – появится 896 мест для осужденных к этому новому виду наказания по всей стране", – отметил замдиректора ФСИН.
Эти люди будут обязаны работать там, куда их направит администрация исправительного центра. Такой охраны, как в колонии, в исправцентре не будет, однако покидать территорию центра в ночное или нерабочее время и в выходные дни можно будет лишь с разрешения администрации. Те, кому разрешат проживать вне пределов центра, будут обязаны еженедельно отмечаться у гражданина начальника, пояснил Максименко.
Разумеется, обитателям центра нельзя хранить наркотики, алкоголь, под запретом также дрожжи, игральные карты и принадлежности для нанесения татуировок. "Наши сотрудники вправе проводить досмотр вещей осужденного", – отметил чиновник.
Следует отметить, что осужденные будут проживать в исправительном центре не бесплатно. Как и жильцы обычного дома, они будут ежемесячно оплачивать коммунально-бытовые услуги и содержание имущества в пределах фактических затрат. "В том случае, если осужденный не обеспечен одеждой и нет денег на еду, мы обеспечиваем его всем необходимым по соответствующим нормативам", – добавил Максименко.
Исправительные центры будут создаваться в первую очередь в тех регионах, где ФСИН тесно взаимодействует с местными властями. Это важно для трудоустройства осужденных, заявил замдиректора ФСИН. В число таких регионов входит, например, Ставропольский край. "Если на первом этапе мы так распределили исправительные центры, чтобы они действовали по всем федеральным округам, то затем планируем их открывать в тех регионах, где больше всего готовы обеспечить осужденных работой. Чаще всего это неквалифицированный рабочий труд, который на рынке является непрестижным и невостребованным и где сегодня часто заняты мигранты. И там, где у промышленных предприятий нехватка рабочей силы в части низкоквалифицированного труда, например, подсобных рабочих", – добавил чиновник.
Валерий Максименко заметил, что было бы неверно сравнивать принудительные работы с так называемой "химией" – трудом на опасных производствах. По его мнению, это наказание носит, скорее, социальный характер. "При подготовке и разработке нормативной базы мы учитывали лучшее из опыта СССР. Но когда говорят, что это чуть ли не возврат к ГУЛАГу, – это глупость, здесь даже и близко ничего подобного нет", – подчеркнул замдиректора ФСИН.