Ввести материальное поощрение для заявителей о коррупционных преступлениях предлагают в Национальном антикоррупционном комитете президентского Совета по правам человека. Именно таким образом, считают эксперты, можно победить взяточничество.
Размер поощрения авторы инициативы предлагают ввести в зависимость от конфискованных незаконных средств, выплачивая заявителям определенный процент от суммы. Кроме того, гражданам, сообщающим о фактах взяточничества, обещают предоставить защиту, а в СМИ проводить работу по разделению в общественном сознании положительного понятия "заявитель о коррупции" и криминальных понятий "стукач" и "доносчик". В пример авторы документа приводят опыт стран Западной Европы и США.
Эксперты уверены, что нужно планомерно ужесточать наказание за преступления коррупционной направленности. Ответственность за них предлагают приравнять к измене Родине: по мнению составителей доклада, увольнение "в связи с утратой доверия" не пугает вороватых бюрократов, которые спокойно уезжают за границу с незаконно нажитыми активами.
Говорится в докладе и о необходимость ратифицировать 20-ю статью Конвенции ООН против коррупции, которая признает незаконное обогащение чиновников преступлением. Наказанием за такое правонарушение должна стать конфискация имущества, в том числе и находящегося за рубежом, пишут "Известия.ру". Также составители документа предлагают установить пожизненный запрет для коррупционеров занимать должности на госслужбе и уголовную ответственность за ложь в декларациях. Еще одним действенным инструментом противодействия коррупции в Национальном антикоррупционном комитете считают повышение прозрачности антикоррупционных процедур. В частности, предлагается проводить регулярные публичные слушания по наиболее резонансным коррупционным делам. Важно для победы в антикоррупционной войне широко привлекать к ней представителей общественности, разрушить в общественном сознании образ взяточника как успешного и самодостаточного человека, уверены эксперты.
Расцвет коррупции в России составители документа попустительством подобным проявлениям в 1990-е годы: именно тогда в условиях тяжелого экономического положения в управленческом аппарате и правоохранительных органах стала быстро распространяться мотивация личной наживы.
По мнению экспертов, коррумпированности способствует и раздутость государственного аппарата, 1,8 тысяч функций которого являются избыточными. Сейчас коррупция в России представляет собой один из самых доходных и высокоорганизованных бизнесов с оборотом порядка 300 млрд долларов, отмечается в документе. Эксперты заявляют и о неравномерности вовлеченности различных ведомств в антикоррупционную борьбу. Если в МВД наметились позитивные подвижки, то в ФТС, ФМС и особенно в ФСБ, по их мнению, пока заметных изменений не произошло.