Ленинградскому железнодорожному вокзалу в Москве может быть возвращено его историческое название – Николаевский. Об этом сообщил в четверг советник президента РЖД Александр Пирков, однако пресс-служба РЖД уточнила, что решение о переименовании вокзала не принято.
По словам Пиркова, глава РЖД Владимир Якунин подписал соответствующий приказ в минувшую среду, и теперь Ленинградскому вокзалу возвращено его историческое название. Позже пресс-служба РЖД сообщила, что решение о переименовании вокзала не принято, данный вопрос пока обсуждается. Однако, отмечает РИА Новости, в компанию действительно поступило обращение с таким предложением, кроме того, возможность переименования рассмотрена Институтом Российской истории РАН, Федеральным агентством железнодорожного транспорта и Департаментом транспорта и связи Москвы
Сам глава РЖД не исключил, что и другим вокзалам могут вернуть исторические названия. "По всей видимости, мы будем такую работу проводить", - цитирует деловая газета "Взгляд" заявление Владимира Якунина. По его словам, решение о переименовании Ленинградского вокзала в Москве "лежит в рамках той политики, которая проводится сегодня "РЖД": историзм и преемственность… Никакой вакханалии, мы просто считаем, что это правильно делать. Более того, я сегодня получил по sms несколько откликов людей, которые нас благодарят за это решение и поздравляют".
Отметим, что Ленинградский вокзал считается самым старым вокзалом Москвы. Указ о строительстве подобного сооружения был подписан еще в феврале 1842 года Николаем I. Согласно распоряжению монарха, подготовка проекта вокзала поручалась архитектору Константину Тону, который ранее спроектировал Екатерининскую церковь в Петербурге, храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве, сообщается на сайте компании"Российские железные дороги". Вначале планировалось построить вокзал у Тверской заставы или на Трубной площади. Однако оба эти варианта были отвергнуты из-за боязни пожаров от искр, вырывавшихся из топки паровозов, и производимого ими "адского шума". В итоге сооружение решили возводить на пустыре у Каланчевского поля. Строительство завершили в 1849 году. Здание было выполнено в строгом стиле, с декоративными деталями, воспроизводящими формы древнерусского зодчества, сообщает ПРАЙМ-ТАСС.
На первом этаже вокзала располагались просторный двухсветный вестибюль, пассажирские залы и императорские комнаты, а на втором - служебные квартиры для начальников и специалистов. Для внутренней отделки помещений использовались дубовый паркет и мрамор. Позднее в комплекс вокзальных построек было включено здание Московской таможни, которому архитектор придал деловой, "официальный" облик.
Первый поезд прибыл из Санкт-Петербурга в Москву в августе 1851 года, а регулярное движение по первой российской магистрали было открыто 1 ноября 1851 года. В 1855 году вокзал был переименован в Николаевский, в честь покойного императора. В феврале 1923 года народный комиссар Феликс Дзержинский отдал приказ о новом переименовании этого здания. Ему присвоили имя "Октябрьский". А через год вокзал стал называться Ленинградским.
В период с 1948 по 1950 годы были обновлены внутренние помещения вокзала и заново отделаны интерьеры. А во второй половине 70-х годов Ленинградский вокзал вновь подвергся реконструкции. В итоге в прежнем виде сохранилась лишь часть здания, выходящая фасадом на Комсомольскую площадь.
В настоящее время вокзал ежедневно принимает и отправляет до 43 поездов дальнего следования и 110 электричек. Между Москвой и Петербургом курсируют экспрессы "Красная стрела", "Аврора", "Русская тройка".