Заложников в бесланской школе можно было освободить еще 1 сентября и без жертв. Но для этого владикавказскому ОМОНу не хватало даже бронежилетов. О первых часах после захвата школы и неподготовленности всех служб к подобным ситуациям рассказал "Коммерсанту" очевидец трагических событий 1-3 сентября в североосетинском Беслане депутат народного собрания Правобережного района Виссарион Асеев.
"Когда выстрелы раздались у школы, я побежал туда вместе с милиционерами,– вспоминает 1 сентября Виссарион.– Когда мы подбежали, там уже дети в окнах стояли. Залезли на крышу, но никто не знал, что делать. Друг другу передавали: не стрелять, наши в окнах. Не было никакой команды, никакого руководителя, понимаете? У нас только по одному рожку к автоматам было. Если бы у нас рядом было подразделение 30-40 человек, обученное, грамотное, если бы было оружие, мы бы в первый же час освободили школу, я уверен. И без жертв. Они же в первое время ничего не делали, растяжки и бомбы только через несколько часов поставили. Когда подъехал наш владикавказский ОМОН – у них был один бронежилет на двоих. Ни перископов, ни средств наблюдения. Ребят прислали как мясо. Почему только в Москве должна быть "Альфа"? Почему у нас нет такого подразделения?" "А спасали – как могли,– помолчав, продолжает мой собеседник.– Никто не был готов к этому. Психологи, которые сидели в Беслане, не подготовили людей к тому, что возможны жертвы. А тогда уже было ясно, что без жертв не обойдется – в школе уже все заминировали. И вот когда все случилось, было страшно. В штабе никакой разработки не было. Больница не была готова. Железнодорожный переезд был на ремонте, и людей пришлось везти в больницы в объезд. Некомпетентность штаба, который тут работал, была налицо. Один наш парень погиб, Хазби Дзагоев. У него в школе никого не было, он бросился туда людей спасать. Погиб, а у него осталось трое детей. В штабе знали, что у боевиков есть гранатометы. Они же обстреливали по ночам. Дальность у гранатомета – 500 метров. Почему на это расстояние не эвакуировали людей? Почему не выставили тройное оцепление? Пули летали у людей над головами, кто-то уворачивался, кто-то нет. Никакого оцепления. Наши парни 18-летние прятались вокруг школы, в огородах. И в ту ночь, когда пошел первый ливень, уйти из школы могли, потому что вообще ничего не было видно. Простой русский бардак. Израильтян надо было сюда пустить, "Моссад"."
"Многие ребята наши тогда шли в школу с одним – уничтожить эту мразь,– говорит Виссарион.– Наши ребята там вместе с альфовцами и работали. А теперь все они говорят: не надо было с автоматом туда идти, надо было больше детей спасти. Теперь многие ребята себя виноватыми чувствуют. Столько детей погибло."
Напомним, что во вторник член парламентской комиссии, расследующей сентябрьскую трагедию в Беслане, депутат Госдумы Аркадий Баскаев признал, что в ходе штурма школы применялись тяжелые вооружения - танки, огнеметы и гранатометы. Однако Баскаев подчеркнул, что комиссия пока еще не сделала вывод о том, на какой стадии это происходило - когда в школе находились заложники или когда там оставались только боевики.



